Кого мы потеряли в 2008-ом…
  Уходят люди, и уходят, и уходят…
 
Александр Абдулов (54),  3 января 2008 г.

Александр Абдулов           Александр Абдулов – советский и российский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР (1986), Народный артист РСФСР (1991). Он родился в городе Тобольске Тюменской области в театральной семье. Его отец, Гавриил Данилович, последние два года был режиссёром в местном театре, перебравшись сюда из Ферганы. В 1956 году семья вернулась в Фергану. После окончания школы Александр пытался поступить в театральное училище им.Щепкина, но неудачно. Вернувшись из Москвы, он поступил на факультет физкультуры Ферганского пединститута, работая одновременно в театре у отца рабочим сцены. Через год Александр Абдулов поступил в ГИТИС.

В 1975 году главный режиссёр «Ленкома» Марк Захаров пригласил Александра Абдулова в труппу, отметив его игру в дипломном спектакле. С тех пор вся дальнейшая театральная карьера Абдулова была неразрывно связана с театром Захарова. Характерными чертами его артистического дарования всегда были сценическое обаяние, внутренняя и внешняя пластичность, мощный темперамент и самоирония. Такие качества позволили актёру создать на сцене «Ленкома» ряд интереснейших образов, ставших «визитной карточкой» театра: Хоакин («Звезда и смерть Хоакина Мурьетты»), Фернандо Лопес и Человек театра («“Юнона” и “Авось”»), Никита («Жестокие игры»), Трубецкой («Школа для эмигрантов»), Менахем Мендель («Поминальная молитва»). Самой значительной своей ролью в театре Абдулов считал Алексея Ивановича в театральной версии Марка Захарова по роману Ф.М.Достоевского «Игрок» – спектакле «Варвар и еретик». За эту роль он был удостоен премии «Фонда К.С.Станиславского» и «Хрустальной Турандот», а также отмечен грамотой Международного театрального фонда имени Е.Леонова.

Начиная с середины 1970-х годов А. Абдулов стал активно сниматься в кино. Его романтические, рефлексирующие, умные и немного грустные герои стали в определённой степени символом поколения 1970-х и 1980-х годов. Абдулов старался разнообразить свою кинематографическую палитру и играть самые разные роли: от героев-любовников до резко характерных и даже гротескных персонажей. Наиболее удачные актёрские работы Александра Абдулова были связаны с фильмами Марка Захарова и с картинами Сергея Соловьёва, ставшими заметным событием 1980–1990-х годов. Широкая известность и популярность пришли к нему после роли Медведя в телефильме по знаменитой пьесе Е.Шварца «Обыкновенное чудо». В этом фильме наметился его своеобразный актёрский почерк: чётко очерченная форма, резкость и некоторая угловатость характера героя. Всё это нашло свой отражение и в его работах в фильмах «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона». За время работы в кино актёр снялся более чем в 120 фильмах. Признание зрителей получили такие его герои, как Митя в мелодраме П.Арсенова «С любимыми не расставайтесь», Никита в «Карнавале» Т.Лиозновой, Робер из детектива А.Суриковой «Ищите женщину», лирический герой Иван из «Чародеев» и др. Безусловным успехом в творческой биографии актёра стала роль Коровьева в фильме 2005 года «Мастер и Маргарита» В. Бортко.

В 2000 году состоялся режиссёрский дебют Абдулова в игровом кино. Он снял мюзикл «Бременские музыканты и Ко» по мотивам известной сказки. Ранее, в 1990 году, им был снят полудокументальный фильм «Задворки 3, или Храм должен остаться храмом». Свою последнюю режиссёрскую работу, добрую и трогательную комедию «Лузер», Александр Абдулов очень торопился закончить. Он сам монтировал картину и закончил только за три дня до Нового года. Долго не мог определиться с названием. Придумал три варианта – «Валдайский треугольник», «Миллион в сугробе» и «Лузер». Остановился на последнем. Фильм поставили в эфир на 3 января. Абдулов даже пригласил в гости своих друзей Леонида Ярмольника и Андрея Макаревича, чтобы вместе посмотреть по телевизору, что получилось. Но именно 3-го Абдулова не стало. «Лузера» срочно заменили на «Обыкновенное чудо»…

Александр Абдулов был награждён Орденом Почёта и Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Официально он был женат дважды: Первая жена – Ирина Алфёрова, актриса. Абдулов удочерил её дочь Ксению от первого брака. Вторая (гражданская) жена – Галина Лобанова, балерина. Третья жена – Юлия Милославская (Мешина), юрист. 21 марта 2007 года у них родилась дочь Евгения.

Борис Хмельницкий (67),  16 февраля 2008 г.

Борис Хмельницкий           Борис Хмельницкий – родился в городе Ворошилов (в будущем – г.Уссурийск) Приморского края. В 1961 году он окончил Львовское музыкальное училище. Приехав в Москву, пробовал поступать во ВГИК, но провалился на первом туре. Чудом удалось поступить в Щукинское училище (так как Борис Хмельницкий заикался, в Щукинском театральном училище иногда даже экзамены письменно сдавал – говорить не мог). В 1966 году окончил Театральное училище им. Б.В.Щукина (курс А.А.Орочко). Уже на третьем курсе Щукинского училища, с 1964 года, Борис участвовал в спектаклях Московского театра на Таганке. Первой учебной постановкой был впоследствии легендарный спектакль Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана». В этом театре он служил до 1988 года. За доброту и отзывчивость в театре его называли Бэмби.

В 1966 году Борис Хмельницкий начал сниматься в кино: первая его роль – поэт-солдат в фильме Леонида Осыки "Кто вернется - долюбит". Он является автором музыки к нескольким спектаклям Театра на Таганке и к художественным фильмам «Первая любовь» и «На короткой волне"». Актёр снимался в фильмах «Вечер накануне Ивана Купала», «Князь Игорь», «Красная палатка», «Стрелы Робин Гуда», «Дикая охота короля Стаха», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго"» и многих других отечественных картинах. Кроме того, Борис Хмельницкий сыграл в американском фильме «Бегущий по льду» и в итальянском фильме «Джонатан - друг медведей».

Борис Хмельницкий был женат на актрисе Марианне Вертинской, в январе 1978 года у них родилась дочь Дарья Хмельницкая, впоследствии ставшая дизайнером. За глаза его с завистью называли "вечно молодой, вечно пьяный". Не в том смысле, что упившийся и нетрезвый, хотя ничто человеческое Борису не было чуждо. Он был пьян от восторга перед жизнью. Степень опьянения была такова, что многим молодым было только мечтать: «Жизнь – это божий дар. Поэтому я и не унываю никогда. Мы с дочкой по парку идём. И вдруг она: "Папа, ну-ка распрямись". Как будто ничего не значащие слова, но я всегда это помню и всегда распрямлённый, всегда энергичный, никогда не позволяю себе шаркать ногами»

Наталья Бессмертнова (66),  19 февраля 2008 г.

Наталья Бессмертнова           Наталья Бессмертнова – всемирно известная российская балерина, Народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, лауреат первой премии Международного конкурса артистов балета (Варна, 1965), премии Анны Павловой Парижской академии танца (1970).

Наталья Бессмертнова с детства любила танцы и интересовалась балетом, поэтому в 1952 году родители отдали её учиться в Московское хореографическое училище, которое она блестяще окончила в 1961 году. Сразу после этого Наталья Бессмертнова была принята в труппу Большого театра, где проработала до 1995 года. С первых шагов в Большом театре у Бессмертновой проявилось дарование лирического характера. Её дебютом стал седьмой вальс и мазурка в «Шопениане» Фокина, она выступила также в главной роли современного балета Баланчивадзе «Страницы жизни», где ее партнером был начавший одновременно с ней сценическую карьеру Лавровский. В дальнейшем Н.Бессмертнова исполняла ведущие партии во многих балетах репертуара Большого театра, в том числе во всех спектаклях, поставленных её мужем – балетмейстером Юрием Григоровичем. Он создал для балерины роли в таких постановках, как «Иван Грозный», «Ангара», «Ромео и Джульетта», «Золотой век».

Бессмертнова была первой исполнительницей партий Джульетты в балете С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» и Анастасии в балете «Иван Грозный» на музыку С.Прокофьева, поставленных Ю.Григоровичем в парижской Опере (1976 и 1978). Она также исполняла партии Лейли в балете «Лейли и Меджнун» Баласаняна в постановке Голейзовского, Марии в «Бахчисарайском фонтане» Асафьева в постановке Захарова, Девушки в «Видении розы» Фокина на музыку К.Вебера, Джульетты в «Ромео и Джульетте» (она танцевала обе редакции и Л.Лавровского, и Ю.Григоровича), Китри в «Дон Кихоте», Авроры в «Спящей красавице».

Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Раймонда в одноименном балете, Анастасия в «Иване Грозном» восхищали публику по всему миру. Роли Валентины в «Ангаре» и Риты в «Золотом веке» позволили Наталье Бессмертновой создать образы современных девушек. Она обладала редкими данными танцовщицы романтического плана. Наряду с «Шопенианой» одной из её коронных ролей стала Жизель в одноимённом балете. На гастролях в Англии и в других странах её исполнение имело необыкновенный успех. Балерина быстро получила мировую известность и признание как в СССР, так и за рубежом.

Наталья Бессмертнова снималась в телебалете «Ромео и Джульетта», участвовала в экранизации балетов «Жизель», «Шопениана», в кинофильмах-балетах «Спартак», «Грозный век» (по балету «Иван Грозный»). Творчеству Бессмертновой посвящен телефильм «Жизнь в танце». Уйдя в 1995 году из Большого театра, она работала в качестве балетмейстера-репетитора во всех спектаклях, которые Ю.Григорович ставил в разных городах России и в зарубежных странах. В 1995 году она заключила контракт с Мировым центром исполнительских искусств в Лондоне, в соответствии с которым являлась директором балета. Наталья Бессмертнова вошла в историю отечественного искусства как блестящая танцовщица. Исключительная музыкальность балерины проявилась не в простом следовании за музыкой, а в ощущении музыки как внутреннего наполнения танца. Её творчество повлияло на исполнительское мастерство артистов всего мира.

Владимир Трошин (81),  25 февраля 2008 г.

Владимир Трошин           Владимир Трошин – советский и российский певец, актёр театра и кино, Народный артист РСФСР (1985), лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Он родился в посёлке Михайловский (ныне г.Михайловск) Свердловской области десятым ребёнком в многодетной семье рабочих. В 1935 году родители переехали в Свердловск, где Владимир окончил музыкальную школу.

В 1943 году в Свердловске проходил набор учащихся в Школу-студию МХАТ. Из 280 претендентов выбрали четверых, среди них был Трошин. Школу-студию МХАТ он окончил в 1947 году, а первую роль – начальника штаба лейтенанта Масленникова в пьесе К.Симонова «Дни и ночи» – он сыграл в 1946 году. Первой творческой удачей Трошина стал дипломный спектакль в Школе-студии МХАТ «Молодая гвардия», в котором он играл главную роль – Олега Кошевого. В 1947 году Владимир Трошин был принят в труппу МХАТа, где с 1947 по 1988 год он сыграл свыше 80 больших и маленьких ролей. Среди них: Бубнов («На дне» М.Горького), Семён («Плоды просвещения» Л.Н.Толстого), Хлынов («Горячее сердце» А.Н.Островского), Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя) и другие.

Владимир Трошин снялся в 25 кинофильмах, таких как «Олеко Дундич», «Гусарская баллада», «Дело было в Пенькове», «Из жизни Фёдора Кузькина», «Вход в лабиринт», «Серые волки». На экране Трошину часто приходилось играть вождей и политических лидеров. Он сыграл Климента Ворошилова, сэра Уинстона Черчилля, Николая Подгорного. Владимир Константинович – первый в мире исполнитель роли Михаила Горбачёва в кино, в голливудском фильме «Чернобыль – последнее предупреждение» (1990–1992), где все остальные роли играли американские актёры. Песни в исполнении Владимира Трошина звучат за кадром в 69 фильмах. Многие из них, такие как «За фабричной заставой» и «Мы жили по соседству», сразу становились известными и получали самостоятельную жизнь на эстраде. Владимир Трошин много дублировал переводные фильмы. Около сотни героев зарубежных картин говорят его голосом.

В 1955 году Владимир Трошин начинает исполнять песни, созданные уже независимо от театра и кино. Звёздный час артиста-певца пробил после исполнения им песни «Подмосковные вечера». Впоследствии, где бы ни гастролировал артист, его визитной карточкой всегда были «Подмосковные вечера», ставшие также своеобразным музыкально-поэтическим символом страны. За 40 лет активной работы на эстраде он сотрудничал с самыми известными отечественными композиторами и поэтами-песенниками. Эстрада сблизила Трошина не только с композиторами и поэтами, но и с такими выдающимися исполнителями как Марк Бернес, Лидия Русланова, Клавдия Шульженко. Такие песни в его исполнении, как «Берёзы», «Одинокая гармонь», «Тишина», «Морзянка», «Зелёный огонёк», «Люди в белых халатах», «Товарищ мой», «Журавлёнок», «А годы летят», «В город приходит весна», «Субботний вечерок», «Люди в белых халатах», «Заправлены в планшеты космические карты», «Просто я работаю волшебником» и многие-многие другие, стали отечественной песенной классикой. В общей сложности Владимир Трошин исполнил более 2 тысяч песен, вышло около 700 записей певца, и около 150 компакт-дисков с его участием. С концертами Владимир Трошин не раз объехал всю Россию, много гастролировал за рубежом: в Японии, Израиле, Франции, Югославии, Чехословакии, Болгарии, США, Германии.

Голос Владимира Трошина – низкий мягкий баритон, манера пения – лёгкая, задушевная. Его по праву называют легендой советской и российской эстрады. Артиста всегда отличала своя манера исполнения с глубоким проникновением в замысел автора, искренностью, сочетанием высокой артистичности с неповторимыми по своему обаянию вокальными данными. "Песня это трибуна артиста, это возможность сказать людям что-то большое. Ведь, что артист вложит в песню, то и получит слушатель. И когда я добиваюсь ответа, когда чувствую, что песня вызвала у сидящих в зале людей много мыслей и чувств, я ощущаю это, как счастье", – Владимир Трошин…

Артур Эйзен (80),  26 февраля 2008 г.

Артур Эйзен           Артур Эйзен – выдающийся певец, Народный артист СССР, ведущий бас Большого театра 1950–1980-х годов. Он родился в Москве в семье потомственного латышского революционера. Его путь на оперную сцену был неспешным, но последовательным и основательным, что и сделало его не только мастером вокала, но и в полном смысле слова артистом. Прямо со школьной скамьи в 1944 году после окончания школы Артур поступил на актёрский факультет Высшего театрального училища им. Б.В.Щукина, где учился с будущими звёздами театрального искусства Ю.Борисовой, В.Лановым, Е.Симоновым, М.Ульяновым.

В 1948 году Артур Эйзен был принят в Театр им. Евг.Вахтангова. Вскоре он поступил в музыкальное училище и позднее перешёл в училище им. Гнесиных, а с 3-го курса становится студентом Консерватории им. П.И.Чайковского. Летом 1955 года на V Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Варшаве жюри конкурса вокалистов единогласно присудило москвичу Артуру Эйзену Золотую медаль и звание Лауреата. Параллельно с учёбой в консерватории Артур Эйзен стал вокалистом дважды Краснознаменного им. А.А.Александрова Ансамбля песни и пляски Советской Армии (1949-1956 гг.). Певец исполнял и большие сольные программы в крупнейших концертных залах Москвы. Именно в эти годы к нему пришла широкая известность. Он часто выступал по радио, в его исполнении звучали очень многие советские песни, его голос стал узнаваемым.

В конце 1956 года состоялся блистательный дебют Артура Эйзена на сцене Большого театра в партии Дона Базилио в спектакле «Севильский цирюльник». Голос Эйзена отличался необыкновенно широким диапазоном, мягкостью звучания, подвижностью, красочностью. Певец с лёгкостью брал и низкие басовые звуки и в то же время поражал уверенностью и яркостью подачи баритоновых верхов. При этом совершенно не ощущался "перелом" в тембровой окраске голоса или неестественность звучания. Выступления на оперной сцене не ограничивали творческую деятельность артиста, которая была по-прежнему многогранна и насыщенна. Артур Эйзен выступал в самых известных залах мира в сопровождении лучших оркестров и ансамблей. В парижской «Гранд-опера» маэстро Артур Эйзен из Москвы трижды пел на бис знаменитую «Дубинушку». В зале творилось что-то неслыханное. Японская пресса назвала А.Эйзена "басом итальянского типа, с отличной постановкой голоса". Английские критики отмечали, что "в нижних регистрах его голос может быть столь же богатым, как звучание органа. Его нюансировки заставляют вспоминать о магии струнного инструмента". Американцы охарактеризовали солиста как "превосходного поющего актёра".

А.А.Эйзен – Народный артист СССР, Заслуженный артист многих союзных и автономных республик, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы Народов. Он был профессором Российской Академии музыки им. Гнесиных, где передавал своё мастерство молодым артистам. Пятеро его бывших учеников являются сейчас солистами Большого театра.

Софико Чиаурели (70),  2 марта 2008 г.

Софико Чиаурели           Софико Чиаурели – советская и грузинская актриса, народная артистка Грузинской ССР, народная артистка Армянской ССР, лауреат Государственной премии СССР. Она родилась в Тбилиси в семье легендарной актрисы Верико Анджапаридзе и кинорежиссёра Михаила Чиаурели.

В 1955 году Софико Чиаурели окончила Тбилисскую женскую среднюю школу и поступила в Москве во ВГИК. Ещё будучи студенткой, она начала сниматься в кино. Первой её работой стала роль в фильме «Наш двор» режиссёра Резо Чхеидзе. Эта картина была удостоена золотой медали на Московском международном фестивале. Затем последовали ещё два фильма с участием начинающей актрисы: «На берегах Ингури» и «Повесть об одной девушке». В 1960 г. Софико Чиаурели с отличием окончила ВГИК и, несмотря на множество приглашений из московских театров, сейчас же решила лететь на Родину, в любимый Тбилиси, и поступила в Академический театр им. Котэ Марджанишвили, театр её матери, театр Верико, где Софико провела всё детство, и запах кулис Марджановского театра – это запах её детства. С этого момента началось бесконечное скитание Софико между театром им. Марджанишвили, театром им. Руставели и кино.

Всего за годы своей творческой деятельности в кино и театре Софико Чиаурели сыграла свыше ста ролей. Наиболее известны её роли в кинофильмах «Мелодии Верийского квартала», «Древо желаний», «Несколько интервью по личным вопросам», «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников», «Ашик-Кериб», «Ищите женщину», «Покаяние», «Миллион в брачной корзине». В театре она сыграла в таких спектаклях, как «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь», «Соломенная шляпка», «Мещане», «Антигона», «Добрый человек из Сечуана», «Женитьба», «Таланты и поклонники», «Анна Каренина», «Коварство и любовь" и многих других.

Софико Чиаурели являлась двоюродной сестрой известного кинорежиссёра Георгия Данелии (Верико Анджапаридзе – сестра его матери), была замужем за Георгием Шенгелая и Котэ Махарадзе. Благодаря кино Софико объездила весь мир, побывала почти на всех кинофестивалях мира, она единственная из советских актрис была семь раз удостоена приза «За лучшую женскую роль» на международных конкурсах.

    — "…Для нас Россия – это русский народ, а не эти временщики, временное правительство, которое сегодня есть. Они сегодня есть, а завтра их нет. Но народы русские и грузинские, у них такие глубокие корни дружбы и любви, что их никому не удастся разорвать. Никому. Я в это верю".

Надежда Румянцева (77),  8 апреля 2008 г.

Надежда Румянцева           Надежда Румянцева – советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР. Она родилась в селе село Потапово Смоленской области, после школы поступила в государственный институт театрального искусства имени Луначарского. На экзаменах Надежда прочла монолог Фамусова, что и определило её судьбу. Актриса и педагог Ольга Пыжова возлагала на Румянцеву большие надежды, поэтому взяла её с собой во ВГИК, куда со временем перешла работать.

В итоге Надежда Румянцева закончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, и была к тому времени уже сложившейся актрисой на амплуа «травести». Она много работала на сцене Центрального детского театра и снялась в фильмах «Навстречу жизни» и «Алёша Птицын вырабатывает характер». После кинофильма «Королева бензоколонки» все маленькие курносые девчонки узнали, что и они могут стать кинозвёздами. В 1955 году Она поступила на службу в Театр-студию киноактёра. Через 6 лет она снялась в фильме «Девчата», который принёс ей мировую славу. После «Девчат» она снялась ещё в общей сложности в 24 фильмах.

В конце 1960-х Надежда Румянцева на длительное время перестала сниматься в кино, поскольку жила за границей, сопровождая в зарубежных командировках своего мужа, дипломата Вилли Хштояна. После возвращения в СССР удачно сложилась её карьера на телевидении: каждое воскресное утро телевизионный «Будильник», ведущей которого она была, будил тысячи советских мальчишек и девчонок. На съёмочную площадку актриса вернулась в середине 70-х годов, сыграв в фильме «Ау-у». А в дальнейшем ей доводилось исполнять, в основном, эпизодические роли – «Несовершеннолетние», «Женатый холостяк», «ЧП районного масштаба», «Стервятники на дорогах». Тем не менее, Румянцева всегда продолжала оставаться в числе актрис, любимых миллионами зрителей. Помимо кино она много работала в мультипликации. Её голосом говорят десятки персонажей, так любимых юными зрителями: «38 попугаев», «Привет мартышке», «Бабушка удава». Ещё одной стороной творчества Румянцевой стал дубляж иностранных телесериалов, наводнивших в 90-е годы наши экраны. Начало было положено ещё «Рабыней Изаурой». А самой масштабной работой Румянцевой стал телесериал «Твин Пикс», где она озвучила все женские роли, начиная от Люси и кончая Одри.

До самых последних дней актрисы люди, встречавшие её на улице, брали её за руки и говорили: «Как мы любим ваши фильмы! Какое было время!» Это ли не самое настоящее признание?!

Михаил Танич (84),  17 апреля 2008 г.

Михаил Танич           Михаил Танич – советский и российский поэт-песенник, Народный артист России. Он родился в Таганроге, откуда в 1942 году был призван в действующую армию. В составе истребительно-противотанковой бригады Михаил Танич прошёл путь от Белоруссии до Эльбы.

После окончания войны Михаил Исаевич поступил в Ростовский инженерно-строительный институт, окончить который не успел, поскольку в 1947 году был арестован за антисоветскую агитацию. Причиной послужили рассказы о немецком быте. В тюрьмах и лагерях, в основном, в районе Соликамска на лесоповале, он провёл шесть лет и был освобождён по амнистии 1953 года после смерти Сталина.

Первый сборник стихов Михаила Танича вышел в 1959 году, а в начале 1960-х годов имела огромный успех его первая песня, написанная в соавторстве с Яном Френкелем – «Текстильный городок». В дальнейшем Танич работал почти со всеми известными советскими композиторами и ведущими артистами эстрады, театра и кино. Его композиторы-соавторы – Я.Френкель, В.Шаинский, А.Островский, О.Фельцман, Ю.Саульский, В.Соловьев-Седой, Н.Богословский, И.Николаев, Р.Горобец. Солисты – К.Шульженко, А.Пугачева, И.Кобзон, М.Магомаев, Э.Пьеха, Э.Хиль, В.Леонтьев, Л.Долина, А.Апина и другие. Последним проектом Танича стала группа «Лесоповал».

Достаточно перечислить лишь несколько названий песен Михаила Танича и станет излишним что-либо добавлять. Это «Любовь – кольцо», «Белый свет», «Ну, что тебе сказать про Сахалин?», «Лесорубы», «Чёрный кот», «Моряк сошёл на берег», «Так уж бывает», «Как хорошо быть генералом», «Идёт солдат по городу», «Чёрное и белое», «Ходит песенка по кругу», «На дальней станции сойду», «Комарово», «Погода в доме», «Как тебе служится», «Когда мои друзья со мной», «По секрету всему свету» и многие-многие другие.

Михаил Танич – неоднократный лауреат конкурсов и фестивалей «Песня года», лауреат Национальной музыкальной премии «Овация». К военным наградам М.Танича – ордену Красной Звезды, ордену Славы III степени, ордену Отечественной войны I степени и 15 медалям, добавился орден Почёта, которым поэт и писатель был награжден в 1998 году. Танич был членом Союза писателей СССР с 1968 года, он автор 15 книг, включая песенные. На протяжении почти полувека рядом с ним была его единственная муза и нежно любимая жена Лидия Козлова.

Римма Казакова (76),  19 мая 2008 г.

Римма Казакова           Римма (Рэмо) Казакова – советская и российская поэтесса. Она родилась в Севастополе, но раннее детство провела в Белоруссии, а школьные годы – в Ленинграде. Римма Фёдоровна окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета, позднее – Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР. В течение семи лет она жила на Дальнем Востоке, работала лектором, преподавателем, редактором студии кинохроники в Хабаровске.

Первые стихи Риммы Казаковой, принадлежавшей к поколению шестидесятников наряду с Евтушенко, Окуджавой, Вознесенским, Рождественским, были опубликованы в 1955 году, а уже в 1958 году вышел первый сборник её стихов «Встретимся на Востоке».

В 1959 году Казакова была принята в Союз писателей СССР, в течение пяти лет являлась секретарём его правления. Позже она была избрана первым секретарем Союза писателей Москвы, которым оставалась до конца жизни. Римма Казакова – автор многочисленных сборников стихов, миллионам россиян она также известна как автор стихов к песням «Ты меня любишь», «Мадонна», «Ненаглядный мой» и других.

Лирика Казаковой богата образами, отличается тщательностью в подборе слов. Её чуткость к человеческим страданиям имеет истоки в военном детстве, в опыте суровой жизни на Дальнем Востоке. Её творчество определено характерными для конца 50-х годов поисками человеческой порядочности и отказом от пафоса и пропаганды. Часто это философская лирика, в которой под конец стихотворения раскрывается символика природы; нежной проникновенностью отличается любовная лирика Казаковой. Слово – особенно в ранних её стихах – служит для выражения пережитого и выбирается с большим чувством ответственности. Некоторые из позднейших стихов Казаковой повествовательны, менее насыщены. Иногда у Казаковой встречаются необычные метафоры, слишком контрастные по отношению к контексту, но её стихи всегда продиктованы серьёзным чувством (Вольфганг Казак).

Римма Казакова организовывала Пушкинские праздники поэзии, Дни литературы разных народов, способствовала возрождению поэтических вечеров в Политехническом музее. Была председателем Всесоюзного пушкинского комитета, членом редколлегий журналов «Юность» и «Крестьянка», членом Советского комитета защиты мира. Она была известна также как публицист и переводчик поэзии (с абхазского, кабардинского, литовского, таджикского и других языков.

Чингиз Айтматов (79),  10 июня 2008 г.

Чингиз Айтматов           Чингиз Айтматов – киргизский писатель, писавший на киргизском и русском языках, Народный писатель Киргизской ССР, Герой Социалистического Труда.

В 1953 году Айтматов окончил сельскохозяйственный институт во Фрунзе, а уже с 1952 года он начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трёх лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1958 году Чингиз Айтматов окончил Высшие литературные курсы в Москве, опубликовав в том же году свои рассказы в журналах «Октябрь» и «Новый мир».

Широкую известность писателю принесла повесть «Джамиля» о любви, выдержавшей все испытания, о праве ранее угнетенной киргизской женщины на личное счастье и общественную деятельность, позднее вошедшая в книгу «Повести гор и степей». В 1961 году вышла повесть «Тополёк мой в красной косынке». Затем последовали повести «Первый учитель», «Материнское поле», «Прощай, Гульсары!», «Белый пароход» и другие. Первый роман, написанный Айтматовым, – «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»). В 1988 году был опубликован известный роман «Плаха». В центре внимания писателя – проблема «человек и общество». Герои Ахматова – духовно сильные, человечные, активные люди современной эпохи.

Айтматов выступил как писатель-новатор, мастер психологического портрета. Одной из важных особенностей его произведений стала своеобразная форма магического реализма – соединение поэтического мира легенд с современной автору реальностью. Такова, к примеру, повесть «Белый пароход». Опера по ней некоторое время назад с успехом была поставлена в Бонне. В числе своих любимых авторов Айтматов называл Хемингуэя, и когда постановщики «Белого парохода» попросили у него разрешения переименовать постановку в «Мальчика и море», ответил согласием.

Чингиз Айтматов избирался Депутатом Верховного Совета СССР, народным депутатом СССР, членом Президентского совета СССР, членом ЦК Компартии Киргизии, членом секретариата Союза писателей и Союза кинематографистов, был одним из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главным редактором журнала «Иностранная литература».

Но талант Айтматова не ограничился писательством: он проявил себя как дипломат и политик, побывав сначала послом СССР в Люксембурге, затем – послом Кыргызстана в Бельгии. Он стал инициатором международного интеллектуального движения «Иссыккульский форум».

Наталья Бехтерева (83),  22 июня 2008 г.

Наталья Бехтерева           Наталья Бехтерева – выдающийся советский и российский нейрофизиолог. Академик АМН СССР и АН СССР, доктор медицинских наук, профессор. С 1990 года – научный руководитель Центра «Мозг» Академии наук СССР, а с 1992 года – Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург).

Наталья Петровна являлась представительницей древнего вятского рода Бехтеревых, её дедом был В.М.Бехтерев. Отец – инженер и изобретатель Пётр Бехтерев (расстрелян в 1938 году как «враг народа»). Мать – врач Зинаида Бехтерева репрессирована и отправлена в лагерь. Сиротами остались трое детей – Наталья, брат Андрей и младшая сестра. Наталья с братом попали в детский дом с клеймом «дети врага народа», младшую забрали родственники. В войну Н.П.Бехтерева жила в блокадном Ленинграде.

В 1947 году Наталья Бехтерева окончила 1-й Ленинградский медицинский институт имени И.П.Павлова и аспирантуру в Институте физиологии ЦНС АМН СССР. Сначала она работала младшим научным сотрудником в Институте экспериментальной медицины АМН СССР, а затем в Нейрохирургическом институте имени А.Полёнова Минздрава СССР, пройдя путь от старшего научного сотрудника до руководителя лаборатории и заместителя директора. С 1962 в Институте экспериментальной медицины АМН СССР (заведующая отделом нейрофизиологии человека, затем заместитель директора по научной работе, и.о. директора, с 1970 по 1990 – директор).

В 1975 году Наталья Бехтерева стала академиком АМН СССР (впоследствии РАМН), а 1981 году – академиком АН СССР. С 1990 года она была научным руководителем Центра «Мозг» АН СССР, а с 1992 года – Института мозга человека РАН, руководителем научной группы нейрофизиологии мышления, творчества и сознания. Бехтерева была вице-президентом Международного союза физиологических наук; вице-президентом Международной организации по психофизиологии. Она работала главным редактором журнала «Физиология человека» РАН; международного журнала «International Journal of Psychophysiology».

В 1985 году Н.П.Бехтерева была удостоена Государственной премии СССР в области науки, она награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, “Знак Почёта”, “За заслуги перед Отечеством” IV степени и многочисленными орденами и медалями множества стран и мировых научных обществ. Её биография представлена в сборниках “Кто есть кто в Солнечной системе”, “Who’s Who in the 21st Century” и “International Register of Profiles” (Международный биографический центр, Кембридж, Великобритания) и многих других сборниках “Who is who” (Англия, США).

Сын Натальи Бехтеревой – Святослав Всеволодович Медведев, является директором Института мозга человека РАН, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН.

Нонна Мордюкова (82),  6 июля 2008 г.

Нонна Мордюкова           Нонна Мордюкова – советская и российская киноактриса, Народная артистка СССР. Родилась Нонна (полное имя – Ноябрина) в селе Константиновка, ныне это город в Донецкой области. Детство она провела на Кубани, где её мать занимала должность председателя колхоза, а отец был военным.

В 1945 году Нонна Мордюкова поступила во ВГИК, по окончании которого она долгое время работала в Театре-студии киноактёра. Уже в студенческие годы за актрисой стало закрепляться амплуа «простой русской женщины». Свою первую кинороль, которая сразу принесла ей официальное признание и всенародную любовь, Мордюкова сыграла, ещё учась на 2-м курсе, в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия».

Любые роли, сыгранные Нонной Мордюковой, в том числе и эпизодические, но запоминающиеся, яркие подавались со свойственной ей психологической убедительностью. Становление актрисы незаурядного дарования и масштаба происходило в фильмах, которые стали поворотными и определили целые вехи в советском киноискусстве: «Чужая родня», «Простая история», «Председатель», «Комиссар», «Русское поле», «Возврата нет», «Они сражались за Родину», «Трясина», «Родня».

Талант Нонны Мордюковой искрился всеми гранями и в комедиях. Она невероятно метко и ярко схватывала именно социальные типы, будь то монументальная, мрачноголосая купчиха Белотелова в «Женитьбе Бальзаминова» или цепкая, хищная чиновница Пристяжнюк в фильме «Тридцать три». А её жэковская активистка Плющ из «Бриллиантовой руки» стала злой сатирой на широко известный тип назойливой дамы-общественницы.

В конце 1960-х – середине 1970-х годов Нонна Мордюкова снималась по преимуществу в мелодрамах: «Журавушка», «Молодые», «Семья Ивановых». Позже она сыграла в фильмах «Вокзал для двоих», «Этюд для домино с роялем», «От зарплаты до зарплаты», «Ссуда на брак», «Зима в раю». В 1990-х годах Мордюкова мало снималась в кино, в этот период она сыграла в фильмах: «Бегущая мишень», «Луна-парк», «Ширли-мырли», а также главную роль в специально поставленном для неё фильме «Мама» Дениса Евстигнеева. За всё время своей творческой карьеры Нонна Мордюкова снялась в более чем 60-ти фильмах.

В постсоветской России народная артистка, уйдя из театра и почти не снимаясь, жила встречами со зрителями, писала книгу воспоминаний «Не плачь, казачка» и представительствовала на фестивалях, осуществляя своим присутствием «связь времён». Нонна Мордюкова признана одной из 10 самых выдающихся актрис XX века – по версии Редакционного совета английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who»). Её имя присвоено одной из малых планет Солнечной системы.

Ещё учась во ВГИКе Нонна Мордюкова начала встречаться со своим однокурсником Вячеславом Тихоновым, у них родился сын Владимир. Через некоторое время молодые родители поженились. Однако этот звёздный союз продлился только 13 лет. Их общий сын Владимир тоже впоследствии стал актёром. Невестками Мордюковой были актриса Наталья Варлей и танцовщица Наталья Егорова. В июне 1990 года Владимир Тихонов умер от передозировки наркотиков. Потеря любимого сына стала самой большой трагедией в жизни актрисы.

Нонна Мордюкова была награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» трёх степеней, орденами Дружбы народов и «Знак Почёта». Она являлась лауреатом Сталинской премии первой степени за роль Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия», Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевыхи и Премии Президента России в области литературы и искусства. Она также была удостоена Премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство», Премии деловых кругов России «Кумир», Премий «Кинотавр», «Золотой Овен» и многих других.

Анатолий Приставкин (76),  11 июля 2008 г.

Анатолий Приставкин           Анатолий Приставкин – российский писатель-гуманист, общественный деятель. Он родился в рабочей семье в городе Люберцы Московской области. Во время войны он остался сиротой и воспитывался в детском доме. Окончив ремесленное училище, Приставкин работал на заводе. После войны он начал сам писать стихи – они были опубликованы в газете. В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум, работал электриком, радистом, прибористом.

После службы в армии Анатолий Приставкин поступил в Литературный институт им. А.М.Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина. В 1958 году он дебютировал как прозаик – в журнале «Юность» был напечатан цикл его рассказов «Военное детство». На строительстве Братской ГЭС он стал собкором «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков. В Литературном институте он выпустил несколько курсов писателей как мастер прозаического семинара.

Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 году. В своём произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, – мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году повесть была отмечена Государственной премией СССР. Повесть получила и мировое признание – в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков.

В 1991 году Анатолий Приставкин возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР. В то же время он вошёл в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни, являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России, членом исполкома русского Пен-центра.

В 1992 году Анатолий Приставкин был назначен Председателем Комиссии по помилованиям при президенте России. За десять лет – с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключённых был смягчён приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением. В 2001 году, когда комиссия по помилованию была распущена, Приставкин, получивший утешительный пост советника президента по вопросам помилования, глубоко переживал своё фактическое бессилие, продолжая по-донкихотски призывать ожесточившееся общество к человеколюбию. Он является вероятным прототипом главного героя романа А.Мальгина «Советник президента».

Михаил Пуговкин (85),  25 июля 2008 г.

Михаил Пуговкин           Михаил Пуговкин – советский и российский актёр театра и кино, Народный артист СССР. Он родился в деревне Рамешки Костромской губернии, ныне Чухломский район Костромской области. Семья жила бедно, поэтому Михаил имел возможность закончить только три класса сельской школы.

В 1936 году семья Пуговкиных переехала в Москву, где Михаил устроился на Московский тормозной завод учеником электромонтёра. После работы он посещал драматический кружок в заводском клубе. После одного из спектаклей драмкружка Пуговкина заметил Заслуженный деятель искусств РСФСР режиссёр Ф.Каверин, который возглавлял тогда Московский драматический театр, и пригласил его в профессиональный театр. Так, с 16 лет, Михаил Пуговкин попал в театр на Сретенке, где работал с 1939 по 1941 год артистом вспомогательного состава.

В 1940 году семнадцатилетнего Пуговкина заметил кинорежиссёр Г.Рошаль и пригласил сняться в картине «Дело Артамоновых» – это был дебют Пуговкина в кино. Съёмка этого эпизода закончилась 22 июня 1941 года, в первый день войны. А через два дня, Михаил Пуговкин ушёл добровольцем на фронт. Он служил в стрелковом полку разведчиком, был тяжело ранен в ногу под Ворошиловградом. Ранение оказалось серьёзным, началась гангрена, но ногу удалось спасти. После госпиталя Пуговкин был комиссован с военной службы.

В 1943 году Михаил Пуговкин был принят в Школу-студию при МХАТе на курс Ивана Москвина и стал его любимым учеником. На втором курсе Михаил Пуговкин не смог сдать зачёты по марксизму, истории и по французскому языку, вследствие чего был временно отчислен из Школы-студии. В 1944 году военкоматом он был призван на военную службу во Второе Горьковское танковое училище. Начальник училища Раевский, который любил искусство, назначил Михаила Пуговкина ответственным за самодеятельность училища, и благодаря этому Пуговкин вернулся в Школу-студию МХАТ.

Популярность в кино к Михаилу Пуговкину пришла после кинофильмов «Солдат Иван Бровкин», «Дело Пёстрых», «Земля и люди», «Девушка с гитарой». Проработав в Театре Ленинского комсомола восемь лет, Пуговкин решает посвятить своё творчество кинематографу, и в 1960 году окончательно оставляет театр ради кино. Сначала он работал на «Мосфильме», затем ушёл на студию имени Горького. Пуговкин отдал кино 65 лет, он снялся также в картинах «Два капитана», «Девчата», «Иван Васильевич меняет профессию», «Бременские музыканты», «12 стульев» и многих других. Роли Пуговкина за это время самые разные: бюрократы, подхалимы, взяточники, очковтиратели и всякого рода приспособленцы.

Лучшим временем своего творчества Пуговкин считал работу у Л.Гайдая – в шести фильмах подряд, А.Тутышкина – «Свадьба в Малиновке» и «Шельменко-денщик», а также у великого сказочника Александра Роу – четыре роли королей и царей. Актёр также снялся во многих выпусках киножурналов «Фитиль» и «Ералаш». Всего более ста ролей было сыграно Михаилом Ивановичем за его долгие годы в кино. Далеко не каждому актёру удаётся не только сохранить, но и развить свой творческий потенциал в течение такого длительного срока и быть настолько любимым зрителями в каждой своей роли. В июле 1991 году Михаил Пуговкин переехал на постоянное место жительства в Крым в город Ялту, где организовал Центр Михаила Пуговкина, ездил на выступления и творческие встречи в здравницы Крыма. Позже он вернулся в Москву, работал в «Киноцентре Михаила Пуговкина» в Сокольниках.

Михаил Пуговкин был награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством», Орденом Почёта и Орденом Отечественной войны II степени, а также Медалью Жукова, Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и многими юбилейными медалями. В 1997 году именем Михаила Пуговкина названа одна из малых планет Солнечной системы.

Александр Солженицын (89),  3 августа 2008 г.

Александр Солженицын           Александр Солженицын – русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе.

Александр Исаевич родился в Кисловодске. После революции и гражданской войны Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону, где окончил школу. В старших классах он увлёкся литературой, начал писать эссе и стихотворения, интересовался историей. Он с отличием окончил Ростовский государственный университет.

С февраля 1943 года Александр Солженицын служил в действующей армии, пройдя боевой путь от Орла до Восточной Пруссии. Он был награждён орденами Отечественной войны и Красной Звезды. На фронте он продолжал интересоваться общественной жизнью, стал критически относиться к Сталину за «искажение ленинизма». Его письма вызвали подозрение военной цензуры и вскоре он был арестован, отправлен в Лубянскую тюрьму и приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. События в спецтюрьме для заключённых и в особом лагере в Экибастузе получили литературное воплощение в романе «В круге первом» и рассказе «Один день Ивана Денисовича». Освобождён Солженицын был в 1953 году, позже он был реабилитирован.

Первые же публикации Александра Солженицына в журнале «Новый мир» вызвали огромное количество откликов писателей, общественных деятелей, критиков и читателей. Письма читателей – бывших заключённых и положили начало «Архипелагу ГУЛАГ». В то же время ЦК КПСС издал закрытым тиражом и распространил среди номенклатуры, "для уличения автора", «Пир победителей» и «В круге первом». Тогда же в США вышел сборник «А.Солженицын. Избранное»: «Один день…», «Кочетовка» и «Матрёнин двор», а в ФРГ в издательстве «Посев» – сборник рассказов на немецком языке.

После прихода к власти Л.Брежнева Солженицын практически потерял возможность легально печататься и выступать. КГБ конфисковал архив Солженицына с его наиболее антисоветскими произведениями, что усугубило положение писателя. Он начал активную общественную деятельность и тогда же стал распространять свои романы в самиздате. В феврале 1967 года он тайно закончил художественно-историческое исследование «Архипелаг ГУЛАГ». Советская пресса начала пропагандистскую кампанию против автора, он был исключён из Союза писателей СССР. А после присуждения Солженицыну Нобелевской премии по литературе началась просто его травля, ему предлагали уехать из страны, но он отказался.

В 1974 году выход «Архипелага ГУЛАГ» и меры «пресечения антисоветской деятельности» Солженицына были обсуждены на заседании Политбюро. Возобладало мнение Андропова о высылке из страны. Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства. 13 февраля он был выслан из СССР (доставлен в ФРГ на самолёте), а 29 марта СССР покинула и его семья. После поездок и проживания в Европе Александр Солженицын в 1976 году с семьёй переехал в США и поселился в городке Кавендиш (штат Вермонт). Там писатель вернулся к работе над «Красным колесом», с представителями прессы и общественности общался редко, из-за чего прослыл «вермонтским затворником».

С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться. Были опубликованы многие его произведения. 18 сентября 1990 года одновременно в «Литературной газете» и «Комсомольской правде» была напечатана статья Солженицына о путях возрождения страны, о разумных, на его взгляд, основах построения жизни народа и государства – «Как нам обустроить Россию? Посильные соображения». Статья развивала давние мысли Солженицына и вызвала огромное количество откликов.

В 1990 году Александр Солженицын был восстановлен в советском гражданстве с последующим прекращением уголовного дела, в декабре того же года он был удостоен Государственной премии РСФСР за «Архипелаг ГУЛАГ». Вместе с семьёй он вернулся на родину 27 мая 1994 года, прилетев из США в Магадан. Из Владивостока он проехал на поезде через всю страну и закончил путешествие в столице. Последние годы жизни Солженицын провёл в Москве и на подмосковной даче. Незадолго до смерти он болел, но продолжал заниматься творческой деятельностью. Вместе с женой Натальей Дмитриевной – президентом Фонда Александра Солженицына – он работал над подготовкой и изданием своего самого полного, 30-томного собрания сочинений.

Борис Ефимов (108),  1 октября 2008 г.

Борис Ефимов           Борис Ефимов – советский художник-график, мастер политической карикатуры, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат двух Сталинских премий и Государственной премии СССР, Член-корреспондент АХ СССР.

Борис Ефимов (Фридлянд) родился 15 (25) сентября 1900 года в Киеве. Он начал рисовать уже с пяти лет. После переезда родителей в Белосток Борис поступил в реальное училище, где учился и его старший брат Михаил. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат, будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов, редактировал издание, а Борис – иллюстрировал.

С 1920 года Борис Ефимов работал в качестве художника-карикатуриста в газетах «Коммунар», «Большевик», «Вісти», а после переезда в Москву он стал сотрудничать с газетами «Правда» и «Известия», с журналами «Крокодил» и «Огонёк». После ареста М.Кольцова в конце 1938 года, художник был уволен из газеты «Известия» и вынужден был переключиться на работу в книжной иллюстрации (произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина). В 1940 году после прямого указания В.Молотова он был вновь включён в обойму мастеров советской политической карикатуры.

В полной мере убойная сила карикатур Бориса Ефимова проявилась в годы войны. Его работы публиковались в те годы на страницах «Красной звезды», «Фронтовой иллюстрации», а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. Заслуги Ефимова в годы Великой Отечественной войны отмечены медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией».

Борис Ефимов активно участвовал во всех политических кампаниях советского правительства: борьба с «социал-фашистами» – социал-демократическими партиями Запада, борьба с троцкистами, бухаринцами и др., с космополитами, с генетиками – «вейсманистами-морганистами, душегубами-мухолюбами», с Ватиканом, «врачами-убийцами», с маршалом И. Броз Тито, с «вражескими голосами» – радиостанциями Западной Европы и Америки и т.д. За всю жизнь художник создал около сорока тысяч карикатур.

Борис Ефимов был награждён тремя орденами Ленина и тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, орденом "Знак почёта", болгарским орденом "Кирилла и Мефодия" I степени и многими другими отечественными и зарубежными наградами. В свой 107-й день рождения он был назначен на должность главного художника газеты «Известия» и продолжал работать. В основном он писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах и вечерах.

Вия Артмане (78),  11 октября 2008 г.

Вия Артмане           Вия Артмане – знаменитая советская и латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР. Вия (настоящее имя Алида) родилась в небольшом посёлке Тукумсского края в Латвии.

После войны Вия Артмане, окончив актёрскую студию при театре имени Яниса Райниса, поступила в труппу этого же театра и проработала там до 1998 года. Позже она также играла в Hовом Рижском театре. В кино она дебютировала в 1956 году в фильме «После шторма». Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм «Родная кровь», в котором она снималась с Евгением Матвеевым. В этой мелодраме, ставшей любимой картиной всех народов СССР, героиня по имени Соня – паромщица, мать нескольких детей, – была женственной, искренней, жизненно достоверной. Потом была роль в этапном для латышского кинематографа фильме – «Никто не хотел умирать», и следом ещё одна удача – любовная драма «Эдгар и Кристина». Эти работы сделали Артмане любимой актрисой миллионов людей, ей писали письма, обращаясь как к родному человеку. Кроме того, одной из самых ярких в карьере Артмане стала и роль Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр».

Вия Артмане была награждена многими правительственными наградами СССР, являлась кавалером Орденов Ленина и Дружбы. В прошлом она возглавляла Союз театральных деятелей Латвии, была членом Советского комитета защиты мира. После распада СССР Вия Артмане подверглась гонениям в националистически настроенной Латвии. Её преследовали за то, что она позволила себе сняться в фильме по русской прозе. Кроме того, Артмане припомнили, что она была кандидатом в ЦК Компартии Латвии. Её упрекали в том, что теперь она не участвует в политической жизни страны, началась её целенаправленная травля. За мать вступился сын, написав статью в газету «Сколько стоит Вия Артмане?», он призвал опомниться.

В 1993 году в процессе реституции у Артмане отобрали её дом, в котором она прожила более сорока лет, передав его потомку бывшего владельца. Последние годы жизни она провела на даче в посёлке Мурьяни в 40 км от Риги. Лишь к семидесятилетию, ей, наконец, предоставили квартиру в центре города. Разумеется, всё это не могло не отразиться на здоровье. Она много болела, перенесла два инсульта и инфаркт. Тем не менее, Вия Артмане не покинула Латвию, хотя предложения переехать в Москву были. Со слов Артмане, она всегда гордилась, что она латышка. Проработав 50 лет в Латышском художественном театре, Артмане покинула его, перейдя работать в Рижский молодежный театр. Там она, после долгого творческого бездействия, наконец, сыграла в спектакле «Пиковая дама». По её словам, она вернулась в юность. Спектакль имел большой успех.

Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой», «Обидеть королеву. Вия Артмане» и «Вия Артмане. Королева в изгнании». А в 2007 году Вия Артмане, наконец, удостоилась высшей награды Латвии. За особые заслуги перед Латвией она была награждена орденом Трёх Звёзд IV степени. Тем не менее, последние годы актриса продолжала испытывать большие трудности. Однако сама Вия Артмане никогда не жаловалась на судьбу, оставаясь сильной женщиной. Вслед за сыном она приняла православие, взяв имя Елизавета. В 2002 году актриса снялась в роли императрицы Екатерины II в фильме российского режиссёра В.Хотиненко «Золотой век». Это была её последняя работа в кино.

Алексий II (79),  5 декабря 2008 г.

Алексий II           Алексий II – Патриарх Московский и Всея Руси (пятнадцатый по счету за десять веков существования православия на Руси), предстоятель Русской православной церкви (Московский патриархат). Доктор богословия, автор около 200 работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие темы. Член ряда российских и иностранных академий. Награждён высокими государственными и церковными наградами, лауреат международной премии «Голубь мира» – за неустанную миротворческую деятельность.

Патриарх Алексий II (в миру – Алексей Михайлович Ридигер) родился в Таллине (Эстония) в семье глубоко верующих людей. Он с детства прислуживал в церкви, его духовным отцом и наставником стал протоиерей Иоанн Богоявленский, впоследствии епископ Таллинский и Эстонский Исидор. В 1946 году Ридигер сдал экзамены в Ленинградскую духовную семинарию, но не был принят, поскольку ему в то время еще не исполнилось восемнадцати лет, а в следующем году он был зачислен сразу на третий курс семинарии, которую окончил с отличием.

В 1961 году в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексей Ридигер принял монашеский постриг и вскоре постановлением Священного Синода ему было определено стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. Три года спустя епископ Алексий был возведён в сан архиепископа и назначен управляющим делами Московской патриархии. При этом он стал постоянным членом Священного Синода. Позже архиепископ Алексий был возведён в сан митрополита (стал митрополитом Таллинским и Эстонским), среди прочего он осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом РПЦ, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот.

Митрополит Таллинский Алексий был председателем комиссии для разработки мероприятий по приёму зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ в обители и по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской православной церкви. В 1986 году отец Алексий стал митрополитом Ленинградским и Новгородским, однако управление Таллинской и Эстонской епархией также было поручено ему.

3 мая 1990 года скончался Патриарх Московский и всея Руси Пимен, и для избрания нового Патриарха был созван внеочередной поместный собор. 7 июня 1990 года собор избрал митрополита Алексия Патриархом Московским и Всея Руси. 10 июня в Богоявленском соборе состоялась интронизация новоизбранного Патриарха.

К заслугам Алексия II относят возвращение церкви к широкому общественному служению. В качестве сопредседателя Патриарх вошёл в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000). За годы служения в сане митрополита и Патриарха Алексий II посетил многие епархии Русской православной церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом было опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Ряд подписанных Алексием II совместных документов заложил основы для развития сотрудничества церкви с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами. По благословению Алексия II была создана система духовного руководства священниками военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Алексий II уделял большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и церковью. При этом он убеждённо придерживался принципа разделения между миссией церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В июне 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви наградил Алексия II Орденом Славы и Чести – в ознаменование 15-летия первосвятельских трудов «На благо Церкви и Отечества». В декабре 2005 года Алексию II в храме Христа Спасителя была вручена премия «Человек года - 2005», учреждённая Русским биографическим институтом.

Ольга Лепешинская (92),  20 декабря 2008 г.

Ольга Лепешинская           Ольга Лепешинская – советская балерина, педагог, Народная артистка СССР, четырежды лауреат Государственных (Сталинских) премий СССР. Она родилась в Киеве в дворянской семье, а в 1933 году окончила Московское хореографическое училище.

Большой театр для молодёжи начинался с его филиала, где Ольга Лепешинская танцевала главную партию в балете «Тщётная предосторожность». А в 1935 году состоялась сенсационная премьера балета «Три толстяка» в постановке И.Моисеева. Спектакль был встречен в высшей степени доброжелательно. Рассчитанный на детвору, он стал интересным и для взрослых. Пресса тоже не скупилась на похвалы – 18-летняя Ольга получила известность. Обладая искромётной техникой, филигранной точностью движений, живым темпераментом, она с успехом танцевала как классические – Китри в «Дон Кихоте» Л.Минкуса, Аврору в «Спящей красавице» П.Чайковского, Одетту и Одилию в «Лебедином озере» того же автора, – так и современные партии: Тао Хоа в «Красном маке» Р.Глиэра, Жанна в «Пламени Парижа» Б.Асафьева и многие другие.

В годы войны Лепешинская выступала на фронте со специально подготовленными программами. Площадка грузовика, поляна в лесу, палата в госпитале, сцена театра – c фронтовой бригадой она прошла всю войну. Проходили концертные выступления и в тылу, сбор средств от которых поступал в фонд обороны и на строительство танковой колонны «Советский артист». В 1943 году на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Алые паруса», поставленного по одноимённой повести А.Грина. Исполнительницей главной партии Ассоль была Ольга Лепешинская. С этим балетом труппа гастролировала по освобождённым городам.

9 мая 1945 года Ольга Лепешинская встретила в Варшаве. А на следующее утро получила телеграмму. Хореограф Р.Захаров сообщал, что ставит для неё балет «Золушка» на музыку С.Прокофьева, и просил срочно приехать. 21 ноября 1945 года балет вышел на сцену. Это была первая послевоенная премьера Большого театра. Постановщики сделали всё, чтобы спектакль стал своеобразным подарком народу-победителю. Золушка – трогательное создание Лепешинской – показывала, что после дней печали, одиночества и лишений обязательно придут дни любви, счастья, добра, дни осуществлённых надежд и мечтаний. После войны Ольга Васильевна много гастролировала по городам СССР и за рубежом. Среди её партнёров были А.Ермолаев, А.Мессерер, П.Гусев и другие выдающиеся танцовщики. В 1959 году она станцевала в первом в истории фильме-балете «Граф Нулин».

После завершения карьеры в 1963 году Ольга Лепешинская занималась преподаванием как в СССР, так и за границей: в Риме, Будапеште, Мюнхене, Берлине и многих других городах, участвовала в жюри международных конкурсов артистов балета. Много лет Ольга Васильевна была заместителем председателя Комитета советских женщин, заместителем председателя правления общества «СССР – Япония», членом правления общества «СССР – США». Более 30 лет она была председателем оргкомитета международных конкурсов артистов балета в Москве. Она работала обозревателем Центрального телевидения и членом редколлегии «Энциклопедии балета».

Более 50 лет, ещё с довоенных времен, Ольга Васильевна являлась заместителем председателя Центрального дома работников искусств. Лепешинская была президентом Российской хореографической ассоциации, академиком Международной академии творчества, действительным членом четырёх иностранных академий, член-корреспондентом Академии искусств Германии. Она более 50 лет возглавляла государственную экзаменационную комиссию на кафедре хореографии ГИТИСа.

Ольга Лепешинская была кавалером ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции, ордена «Знак Почёта», орденов «За заслуги перед Отечеством» двух степеней и многих медалей, включая «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».

Кого мы потеряли в 2009 году…