Кого мы потеряли в 2009-ом…
  Уходят люди, и уходят, и уходят…
 
Маргарита Эскина (75),  11 февраля 2009 г.

Маргарита Эскина           Маргарита Эскина – российский театровед и многолетний директор Центрального дома актёра (с 1987). На Центральном телевидении, проработала более 20-ти лет и участвовала в создании таких популярных программ как "Алло, мы ищем таланты!", "А ну-ка девушки!", "Аукцион" Владимира Ворошилова, "От всей души", "КВН". Эскина возглавляла отдел в Оргкомитете "Олимпиады-80". В период с 1981 по 1987 годы работала в Союзгосцирке, была завлитом в театре на Таганке, начальником репертуарного отдела Управления культуры Мосгорисполкома. C 1999 года Маргарита Эскина вела на телеканале "Культура" программу "Дом актёра". Маргарита Эскина была академиком Международной академии театра (2001), лауреатом премии правительства Москвы и других наград.

В её доме собирались актёры, режиссёры, композиторы, драматурги всех поколений: Владимир Зельдин, Владимир Этуш, Вера Васильева, Элина Быстрицкая, Александр Ширвиндт и Михаил Державин, Юрий Васильев, Юрий Соломин, Юлия Рутберг, Мария Аронова, Марк Захаров и Дмитрий Певцов, и студенты, чьи имена пока никому не известны. Такого множества знаменитых людей не удавалось собрать в один вечер под одной крышей даже всесильным организаторам киноцеремоний.

"С её уходом осиротел не только Дом актёра, а всё наше актёрское братство. Её знала и любила вся театральная Россия", – сказал А.Калягин. По его словам, Эскина была хранительницей великих традиций, заложенных её отцом – "она сумела сохранить актёрский Дом как особое явление, наполненное любовью и радостным вдохновением, как символ театрального объединения".

"Маргарита Эскина сумела сохранить дух, атмосферу этого святого театрального места, где каждый из нас независимо от регалий и званий, всегда находил отдохновение и радость, – продолжил он. – После её ухода возникнет огромная пустота. Мне кажется, что завершилась целая эпоха, в которой было много добра, любви и не было прагматизма"…

Ян Арлазоров (62),  7 марта 2009 г.

Ян Арлазоров           Ян Арлазоров окончил Щукинское театральное училище, работал в Центральном детском театре. Более 30 лет посвятил "Моссовету". Затем он окончательно ушел на эстраду, а также стал вести собственное шоу на одной из радиостанций. Заслуженный артист России, лауреат конкурса артистов эстрады.

По словам художественного руководителя театра "У Никитских ворот" Марка Розовского, это был человек, который буквально зажигал своим искусством публику и она отвечала ему добрыми аплодисментами и веселыми, жизнерадостными улыбками. В его творчестве присутствовало постоянное озорство, необузданный, радостный смех и вместе с тем едкая сатира. "Мы неоднократно обсуждали с ним совместные проекты на сцене нашего театра, но, увы, им было не дано осуществиться". Вообще, по мнению Марка Розовского, он очень сожалеет, что талант Арлазорова недостаточно широко раскрылся на театральной сцене. Ведь, "он мог проявить себя здесь не меньше, чем на эстраде, хотя, в то же время именно эстрада стала его настоящим призванием.

Александр Ширвиндт потрясен безвременной кончиной замечательного актёра Яна Арлазорова. По его словам, "Арлазоров – это, если можно так сказать, штучная фигура, совершенно неповторимая индивидуальность, человек, который абсолютно выпадал по своему творчеству из шоу-бизнеса. Он был необыкновенно цельным человеком с широким кругозором, с удивительным юмористическим даром, ярким неповторимым и цельным дарованием". Ширвиндт был знаком с Арлазоровым многие годы и "очень любил его за абсолютную органичность поведения на эстраде – он никогда не боялся зала, был абсолютно раскрепощенным артистом". "А вообще-то он начинал свой творческий путь в театре им.Моссовета, где сыграл много ярких ролей, но потом все-таки отдал предпочтение эстраде", – сказал в заключение Александр Ширвиндт.

Евгений Весник (86),  10 апреля 2009 г.

Евгений Весник           Евгений Весник – известный актёр театра и кино, театральный режиссёр, автор ряда сценариев для радио и телевидения. Он участвовал в Великой Отечественной войне, в 1948 году закончил Театральное училище имени Щепкина и стал актёром драматического театра имени Станиславского. В 1954 году ушел в театр Сатиры, затем в труппу Малого театра. Весник первым в СССР исполнил роль Остапа Бендера. В кино Весник сыграл более 60 ролей. Свою первую роль в кино Евгений Весник создал в 1955 году – он снялся в роли Родриго в "Отелло". Среди наиболее ярких фильмов с участием Евгения Весника – "Обыкновенное чудо", "Семь стариков и одна девушка", "Угрюм-река", "Чародеи" и "Ширли-мырли".

Евгений Яковлевич охотно снимался в детском игровом и анимационном кино – на фильмах с его участием выросли несколько поколений советских детей: "Старик Хоттабыч", "Умные вещи", "Чудак из пятого "Б", "Приключения жёлтого чемоданчика", "Новые приключения неуловимых", "Приключения Электроника", "Кентервильское привидение", "Дед Мороз и лето", "Пёс в сапогах".

Евгений Весник много работал не только как актёр. Он пробовал себя в качестве театрального режиссёра, сценариста, работая для телевидения и радио. Он написал более десяти книг. Как признаются друзья и коллеги, Весник – блистательный рассказчик, его наблюдения – беспристрастные, трогательные, грустные и смешные – неизменно точны и главное, оптимистичны. Сам Евгений Вестник всегда повторял: "Надо мужественно переносить то, что ты не можешь изменить". В 1998 году актёр был награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Наум Олев (70),  10 апреля 2009 г.

Наум Олев           Наум Олев – советский поэт-песенник. Уже в юности он открыл в себе писательский талант. Особенно хорошо у него получалось сочинять стихи к мелодиям. Он всегда чувствовал то настроение музыки, которое хотел донести до слушателей композитор, воплощая его в стихи. После окончания школы Наум Олев поступил в Тартуский университет, позже он стал студентом Московского историко-архивного института. Со временем Олев стал широко известен в музыкальных кругах СССР. Его приглашали писать музыку для известных фильмов советские режиссёры. Так же он писать тексты песен для крупных эстрадных звезд.

Олев работал с такими популярными композиторами как Раймонд Паулс, Юрий Саульский и Оскар Фельцман. Стихи Олева всегда были наполнены жизненной энергией и позитивом. Свои творения он вкладывал всю свою душу и эмоции. Среди популярных песен написанных Олевым можно выделить музыку к фильмам «Трест, который лопнул», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Остров сокровищ» и многие другие. В 1985 году он усердно работал над музыкальным произведением «Век № 20», которое исполнил легендарный рок-колектив «Автограф».

Получить песню, написанную Олевым, стало престижнейшей привилегией для многих исполнителей. Наум Миронович написал много стихов для Пугачевой, Кобзона и Магомаева. Так же он автор стихов многих песен Тамары Миансаровой, Жанны Горещёня, Эдуарда Хиля и Людмилы Гурченко. В последнее время Олев работал галеристом. Он сотрудничал со многими известными российскими художниками. Многие отзываются о нем как о добром и отзывчивом человеке, способным не только помочь заработать деньги, но и понять душу выставляемых картин.

Екатерина Максимова (70),  28 апреля 2009 г.

Екатерина Максимова           Екатерина Максимова – выдающаяся российская балерина, народная артистка СССР, обладательница многих почетных званий и премий в области хореографии, существовавших в мире, с блеском исполнявшая все ведущие партии мирового балетного репертуара и десятки партий, созданных специально для нее современными хореографами, Максимова вошла в историю русской и мировой культуры также как создательница оригинального жанра телевизионного фильма-балета. Известны такие её фильмы-балеты, как "Галатея", "Петер", "Чаплиниана", "Анюта", созданные в 70-80-х годах прошлого века.

В 1958 году она закончила Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где училась у прославленной балерины и педагога Елизаветы Гердт, и была принята в балетную труппу Большого театра. Уже на следующий год Максимова получила главную партию–Катерины в балете "Каменный цветок"–и приняла участие в первых гастролях Большого балета в США, где не только не потерялась на фоне ведущих артистов труппы, но и получила собственную восторженную прессу. В 1960 году, готовя партию Жизели, начала репетировать под руководством великой Галины Улановой.

ещё в училище начал складываться дуэт Максимовой с её будущим мужем Владимиром Васильевым, впоследствии признанный эталонным артистическим дуэтом. ещё на предпоследнем курсе училища 16-летняя Максимова со своим одноклассником и партнером Владимиром Васильевым выступили в ученическом спектакле на сцене Большого театра в балете "Щелкунчик" П.И.Чайковского. С тех пор подавляющее большинство спектаклей, в том числе все 30 лет общей работы в Большом театре (с 1958 по 1988 гг.), они танцевали вместе. Мировая критика назвала их "золотой парой балета ХХ века", "совершенным дуэтом, равного которому ХХ век ещё не родил".

В 1965 году Екатерина Максимова блистательно выступает в бравурной партии Китри в балете Л. Ф. Минкуса "Дон Кихот". Это становится настоящим событием — виртуозное мастерство Максимовой, яркая комедийность до сих пор остаются непревзойденным эталоном исполнения этой роли. Она стала первой исполнительницей партий Фригии в балете "Спартак", Маши в "Щелкунчике" и принцессы Авроры в "Спящей красавице". Она танцевала на лучших сценах мира: трагическую Юлию из "Ромео и Юлии" Мориса Бежара и жестокую Розу в "Голубом ангеле" Ролана Пети, Татьяну из "Онегина" Кранко и Ромолу из балета Менегатти "Нижинский" (театр "Сан-Карло").

Максимова всегда считала, что "неважно, где танцевать, — важно танцевать". Поэтому не ждала самых выгодных предложений и не требовала наилучших условий — когда возникли проблемы с главным балетмейстером Большого театра Юрием Григоровичем и Максимовой перестали давать спектакли, она с большим интересом стала работать в московском театре "Классический балет", сниматься в фильмах, выступать на концертах, гастролировать. Всегда работала там, где предлагали, главное — чтобы роли, спектакли увлекали её.

В последние годы Екатерина Максимова занималась педагогический деятельностью. Об её творческой судьбе снят документальный фильм "Фуэте длиною в жизнь".

Олег Янковский (65),  20 мая 2009 г.

Олег Янковский           Олег Янковский – выдающийся советский и российский актёр, народный артист СССР. В 1965 году он закончил Саратовское театральное училище и стал актёром Саратовского драматического театра. Поначалу в театре ему не доверяли серьёзных ролей, однако произошел случай, благодаря которому Янковский попал в кино и вскоре стал известен.

Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Там же начинал съёмки фильма "Щит и меч" Владимир Басов. Он искал юношу арийской внешности на роль Генриха Шварцкопфа. Однажды обедавший в кафе Янковский попался на глаза Басову. Так Олег Иванович был приглашён в свой первый фильм. Затем были картины "Служили два товарища" Евгения Карелова, "Я, Франциск Скорина" Бориса Степанова, где Олег Иванович сыграл главную роль, "Гонщики" Игоря Масленникова и другие фильмы. На съёмках фильма "Гонщики" Олега Янковского запомнил Евгений Леонов. В 1972 году Леонов перешёл в "Ленком". Тогда ещё молодому главному режиссёру театра Марку Захарову порекомендовал присмотреться к Янковскому именно Леонов.

В 1973 году по приглашению Марка Захарова Олег Янковский перешёл в московский театр имени Ленинского комсомола ("Ленком"). В новом театре Янковский быстро стал ведущим актёром. Среди его лучших спектаклей: "Автоград-XXI", "Парень из нашего города", "Революционный этюд", "Диктатура совести", "Оптимистическая трагедия", "Чайка", "Варвар и еретик", "Гамлет". Одной из самых заметных работ Олега Янковского середины 70-х стала роль Отца в фильме Андрея Тарковского "Зеркало". Позже, в 1983 году, Тарковский вновь пригласил Янковского в свою картину – актёр сыграл писателя Горчакова в драме "Ностальгия". В 70-е годы Олег Янковский много и разнообразно снимался. Актёрская пластичность позволяла ему органично выглядеть в разных киноролях: партийного функционера ("Премия", 1974; "Обратная связь", 1978), декабриста Кондратия Рылеева ("Звезда пленительного счастья", 1975), неустроенного, колючего человека ("Чужие письма", 1976, "Сладкая женщина", 1977) или, напротив, бесхарактерного, слабовольного ("Слово для защиты", 1977, "Поворот", 1979).

Первой совместной работой Янковского и Захарова в кино стала картина "Обыкновенное чудо" (1978) по пьесе Шварца. Затем последовал фильм-притча "Тот самый Мюнхгаузен" (1979). Кстати, этой роли Янковский чуть было не лишился. Сценарист Григорий Горин поначалу никак не видел в актёре чудака-барона. "Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей – характеры, выдающие его происхождение, – вспоминал Григорий Горин. – Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен – умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актёра". Позже был Дракон в фильме-притче "Убить Дракона" (1989).

В 2000 году Олег Янковский снял свой первый фильм, в котором сыграл одну из главных ролей, – "Приходи на меня посмотреть". Эта добрая рождественская сказка была тепло принята зрителями, во многом благодаря игре актёрского ансамбля: Екатерины Васильевой, Ирины Купченко и Олега Янковского. Через два года Янковский снялся в фильме Валерия Тодоровского "Любовник". Это одна из лучших работ актёра последних лет. Сам Олег Иванович признаётся, что эта картина ему дорога. "Любовник" – это возвращение психологического русского кино", – говорил он. А последнюю роль в кино Янковский сыграл в фильме Павла Лунгина "Царь" (роль митрополита Филиппа). Олег Иванович даже успел посмотреть смонтированный фильм.

В феврале актёр сыграл в своей любимой "Женитьбе" в театре "Ленком". И только безнадежный пессимист мог услышать личную интонацию в словах, которые говорит на прощание его герой – нелепый жених Жевакин: "Сударыня, как жаль уходить-то от вас. А я к следующему году новый мундир себе справлю. Только вы ждать-то не станете. Жаль-жаль. Прощайте".

Вячеслав Невинный (74),  31 мая 2009 г.

Вячеслав Невинный           Вячеслав Невинный – известный российский актёр, народный артист СССР, кавалер Ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени. В нем рано пробудился интерес к театру. ещё в школе он принимал участие в постановках драмкружка, работавшего при Тульском дворце пионеров и школьников. Через год после окончания средней школы Невинный поступил – хоть и со второй попытки – в школу-студию МХАТ. В перерыве между поступлениями он работал в Тульском ТЮЗе, где играл во вспомогательном составе. В школе-студии МХАТ он учился с 1955 по 1959 год (курс Виктора Станицына), после чего стал актёром МХАТа. Невинный, в частности, играл в спектаклях "Ревизор" (в роли Хлестакова), "Без вины виноватые" (Шмага), "Дульсинея Тобосская" (жених Альдонсы), "Последние" (Якорев), "Чайка" (Шамраев), "Дядя Ваня" (Телегин), "Вишневый сад" (Епиходов), "Горе от ума" (Фамусов), "Борис Годунов" (Варлаам).

В 1960 году Невинный впервые снялся в кино, исполнив роль молодого работника милиции в фильме "Испытательный срок". После этого он сыграл ещё целую серию ролей, которые принесли ему всенародную славу. Фильмография актёра насчитывает несколько десятков лент. В частности, актёр сыграл молодого колхозника в фильме "Председатель", Фарлафа в "Руслане и Людмиле", Собакевича в экранизации "Мертвых душ" и роль Весельчака в "Гостье из будущего", а также в ленте "Гараж" (сыграл роль Карпухина). Последним фильмом, в котором снимался Невинный, стала комедийная лента "Полицейские и воры" (1997 год).

"Слава был едва ли не единственным человеком, кроме Олега Ефремова, с которым у меня были личные отношения по жизни, – признался ИТАР-ТАСС художественный руководитель МХТ им.Чехова Олег Табаков. – Мы учились вместе, работали вместе, снимались вместе. Словом, вместе прожита целая жизнь".

"Как актёр он не был ограничен рамками какой-то актёрской школы, это был мастер поистине мирового диапазона", – сказал народный артист России Вениамин Смехов, у которого Невинный сыграл одну из своих последних ролей в телевизионной постановке "Лекарь поневоле". "Он был необыкновенный мастер трансформации, он играл как гений цирка, гений буффа", – отметил Смехов. Он привел слова, сказанные ему Леонидом Филатовым: "Если есть без пафоса, без преувеличения великий русский актёр, то это именно Невинный".

"Я потерял своего друга, прекрасного актёра, имя которого дорого не только нам, его коллегам, но и многочисленным почитателям искусства театра и кино", – сказал Александр Калягин. Он добавил, что Невинный – высочайший профессионал, "из плеяды великих мхатовцев". "Редко о ком из актёров можно сказать, что он может все. Невинный как раз был таким блистательным артистом", – отметил Калягин.

Борис Покровский (97),  5 июня 2009 г.

Борис Покровский           Борис Покровский – великий оперный режиссёр, народный артист СССР, более 20 лет руководил Большим театром и в течение 37 последних лет – Московским камерным музыкальным театром, был влюблен в свое дело. Он говорил, что оперный спектакль – это его жизнь, его дыхание, одухотворение. "И это единственный род искусства, который благодаря гениальной музыке способен направлять, учить, поддерживать человеческое существование без надрывов и без ненужного назидания", – сказал Покровский в интервью два года назад.

В 1937 Покровский окончил режиссёрский факультет ГИТИСа. В 1938 году стал художественным руководителем Горьковского оперного театра. Как говорил режиссёр, сталинская эпоха не была для него настолько страшной, чтобы ему пришлось что-то душить в себе. "Конечно, я многого тогда не знал, не понимал, как почти все, но главное – я был занят своей любовью к опере", - говорил режиссёр. В 1943 правительственной телеграммой Борис Покровский был вызван в Москву для постановки патриотической оперы Кабалевского "В огне". Эта работа открыла счет премьерам Покровского в Большом театре. Всего на сцене ГАБТа Покровский поставил более 40 спектаклей, в числе которых "Евгений Онегин" Чайковского и "Царская невеста" Римского-Корсакова, "Катерина Измайлова" Шостаковича, "Мертвые души" Щедрина, "Хованщина" Мусоргского, "Садко" Римского-Корсакова, "Руслан и Людмила" Глинки.

В 1972 Борис Покровский создал Московский камерный оперный театр, бессменным руководителем которого он являлся до последнего времени. На его сцене звучат оперы авангардистов, старинные и малоизвестные европейские оперы, оперы молодых композиторов по произведениям русских писателей. В Камерном постоянно звучит Моцарт – "Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро", "Так поступают все женщины". Впервые на отечественной сцене советского периода Покровским были поставлены, в том числе, оперы "Война и мир" Сергея Прокофьева, "Воевода" Петра Чайковского, уничтоженная композитором и восстановленная по сохранившимся оркестровым партиям, "Игрок" Прокофьева.

Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России Борис Покровский является автором многих книг по теории и практике оперной режиссуры: "Об оперной режиссуре" (1973), "Размышления об опере" (1979), "Беседы об опере" (1981), "Ступени профессии" (1984), "Сотворение оперного спектакля" (1985), "Введение в оперную режиссуру" (1985). Покровский был и известным педагогом, в 1954 году Покровский стал профессором кафедры музыкального театра в ГИТИСе.

"Судьба оперы? Она вечна!" – так говорил Покровский о любимой профессии. "Будь я монархом или президентом, я запретил бы все, кроме оперы, на три дня, – шутил режиссёр. – Через три дня нация проснется просветленной, умной, мудрой, богатой, сытой, веселой".

Георгий Вайнер (71),  13 июня 2009 г.

Георгий Вайнер           Георгий Вайнер – известный советский и российский писатель и сценарист. В 1960 году он окончил Московский заочный юридический институт, работал электромехаником, техником, инженером, был журналистом в многотиражной печати. Впоследствии стал корреспондентом ТАСС. В 1967 году вышла первая детективная повесть Георгия и Аркадия Вайнеров "Часы для мистера Келли", через год – "Ощупью в полдень".

Сюжеты произведений братьев Вайнеров, которые к 1990 году стали лидерами детективного жанра в СССР, зачастую были взяты из реальной криминалистической практики. Среди их известных произведений – "Я, следователь", "Визит к Минотавру", "Эра милосердия", "Лекарство против страха", "Гонки по вертикали", "Петля и камень в зеленой траве", "Евангелие от палача".

Перу Георгия Вайнера – брата и соавтора писателя Аркадия Вайнера – принадлежат 150 книг и 22 сценария для кино- и телефильмов. Широкую известность принес братьям Вайнерам многосерийный фильм "Место встречи изменить нельзя", снятый по книге "Эра милосердия" и ставший этапным произведением отечественного детективного кинематографа. Экранизировал его в 1979 году Станислав Говорухин, а главную роль исполнил Владимир Высоцкий.

С 1990 года писатель постоянно проживал в США, где долгое время возглавлял редакцию газеты "Новое русское слово", был членом редакционного совета журнала «Чайка» на протяжении последних 7 лет (Мериленд), а также сотрудничал с рядом других русскоязычных изданий.

Лауреат премии Союза писателей СССР и МВД СССР (1976, 1978, 1981), лауреат премии Союза писателей РСФСР и Уралмашзавода им. Героя Советского Союза Н. Кузнецова, был членом Союза писателей и Союза кинематографистов СССР.

Петр Вельяминов (82),  14 июня 2009 г.

Петр Вельяминов           Петр Вельяминов – известный актёр театра и кино, народный артист России. Потомок древнего аристократического рода, уроженец Москвы Петр Вельяминов был человеком трудной судьбы. Он родился в дворянской семье, и будучи 16-летним подростком, был арестован по одному делу со своим отцом, бывшим царским офицером, а после приговорен к 10 годам ГУЛАГа.

После реабилитации в 1952 году он работал в театрах Абакана, Перми, Тюмени, Чебоксар, Свердловска, в московских театрах – "Современник" и Театре-студии киноактера.

Поистине всенародную известность принесли Петру Сергеевичу его роли в кино и на телевидении. В 1974 году он исполнил одну из главных ролей в фильме "Тени исчезают в полдень", двумя годами позже в телесериале "Вечный зов". Эта роль была отмечена государственной премией СССР. Среди более 120 его киноролей – яркие образы, созданные в фильмах "Командир счастливой "Щуки", "Ярослав Мудрый", "Ермак", "Пираты ХХ века", "Сладкая женщина".

В Москву он переехал в 1972 году, вскоре после выхода на экраны фильма "Тени исчезают в полдень", и переехал в Петербург в 1995 году. Он работал в труппе Академического театра комедии им.Акимова, заведовал кафедрой театрального факультета Балтийского института экономики, политики и права.

Людмила Зыкина (80),  1 июля 2009 г.

Людмила Зыкина           Людмила Зыкина – народная артистка СССР певица и всенародно любимая певица. К 80-летию Людмилы Зыкиной вышла автобиографическая книга "Я люблю Вас", в которой собраны письма, адресованные певице. "Когда мне читали её, я плакала, потому что в этой книге рассказано о всей моей жизни, творчестве и друзьях. Я всех вспоминаю, но, к сожалению, многих из них уже нет", – рассказывала Зыкина. Певица собиралась выпустить в этом году антологию своих музыкальных записей.

Людмила Зыкина родилась в Москве. В годы Великой Отечественной войны работала токарем на Московском станкостроительном заводе им. Серго Орджоникидзе. После войны работала санитаркой в подмосковном военном госпитале, затем швеей в больнице имени Кащенко. В 1947 году участвовала во Всероссийском конкурсе молодых исполнителей, после которого была принята в Государственный академический русский народный хор им. Пятницкого. Голосовые возможности молодой певицы оказались уникальными – редкий, сверкающий тембр, белый звук. Следующим этапом творческого пути была работа в хоре Всесоюзного радио. А с 1960 года певица начала выступать сольно.

Ей аплодировали такие крупные политические деятели, как Джавахарлал Неру и Индира Ганди, Урхо Кекконен, Гамаль Абдель Насер, Шарль де Голль, Жорж Помпиду, Гельмут Коль и многие другие. Талантом Зыкиной восхищались выдающиеся представители мировой культуры – Чарли Чаплин и Шарль Азнавур, Фрэнк Синатра и Марк Шагал, Рокуэл Кент и Ван Клиберн, пела она и для ливерпульской четверки – легендарной группы Beatles.

Людмила Зыкина была награждена орденами: "Знак Почета", Ленина, орденом "За заслуги перед Отечеством" III и II степени, Почетной грамотой Правительства РФ; Почетной медалью правления Фонда Мира, медалями "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и "Ветеран труда", медалью "850-летие Москвы"; премией Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; орденом Святого апостола Андрея Первозванного. В мае 1999 года было принято распоряжение правительства России о зачислении алмаза "Людмила Зыкина" массой 55,02 карата, находящегося в Госфонде России, в Алмазный фонд Российской Федерации.

Людмила Зыкина знала на память около 2 тысяч русских народных песен, произведений современных композиторов, а также русские романсы. Она записала свыше 250 композиций. Главные темы её песен – Россия, Москва, родная земля, любовь к Отчизне. В разные годы ею были созданы тематические концертные программы: "Тебе, женщина", "Вам, ветераны", "Русские народные песни", "Вечер русской песни и романса", "Лишь ты смогла, моя Россия" и целый ряд других. Общий тираж её пластинок превышает 6 миллионов экземпляров. В 2004 году вышла антология её песен на 20 дисках. Одними из самых известных её песен стали: "Течет река Волга...", "Оренбургский платок", "Тонкая рябина", "Вниз по Волге-реке", "Волга морем стала", "Родина моя", "Сронила колечко", "Смоленская дорога", "Зимушка".

Василий Аксёнов (76),  6 июля 2009 г.

Василий Аксёнов           Василий Аксёнов – известный российский писатель, прозаик, автор более чем 20 романов, "стиляга" и "антисоветчик" Василий Павлович Аксёнов – один из ярчайших представителей поколения "шестидесятников" в отечественной литературе.

Он родился в Казани в семье партийного деятеля. Родители будущего писателя были репрессированы. Несколько лет Аксёнов прожил с сосланной после лагеря матерью в Магадане. В 1956 году он окончил Ленинградский медицинский институт. В 1956-1960 годах работал врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту, в туберкулезной больнице в Москве.

Как писатель Аксёнов приобрел известность в 1960-х годах, после публикации в журнале "Юность" повести "Коллеги" и ряда других повестей и рассказов. Главный успех принес Аксёнову роман "Звездный билет", который вышел в той же "Юности" в 1961 году. Его героями стали молодые люди из поколения "фестиваля молодежи и студентов", которое в комсомольской печати получило кличку "стиляги".

После окончания "оттепели", в 1970-х годах его произведения перестают публиковаться в Советском Союзе. Повышенный интерес КГБ к литературному творчеству, столкновения с советской цензурой и критикой привели Аксёнова к затянувшемуся на десять лет вынужденному молчанию. Однако писатель продолжал работать. В 1975 был написан автобиографический роман "Ожог", а в 1979 году – острая антиутопия "Остров Крым", запрещённые к публикации цензурой.

В 1979 году Василий Аксёнов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного литературного альманаха "Метрополь", изданного в США. В декабре 1979 года заявил о выходе из Союза писателей СССР. После резких выступлений в печати в адрес писателя в июле 1980 года, вынужденный "спасать" свои романы, Аксёнов выехал в США, где узнал о лишении его и его жены советского гражданства.

В 1980 году он начал преподавать русскую литературу в университете Джорджа Мейсона в Вашингтоне. С конца 1980-х книги Аксёнова снова издаются на родине, а начиная с 1990-х годов он часто и подолгу бывает в России. В США он жил до 2004 года, затем попеременно живёт во Франции и в России. В 1992 году Аксёнов завершил работу над 3-томным романом "Московская сага" о трех поколениях московских интеллигентов XX века. В 2004 году стал лауреатом "Русского Букера" за книгу "Вольтерьянцы и вольтерьянки". Его последняя книга "Зеница ока" (2005) носит характер личного дневника.

В США Василию Аксёнову присвоено почетное звание Doctor of Humane Letters. Он являлся членом Пен-клуба и Американской авторской лиги. В 2005 году Василий Аксёнов был удостоен Ордена литературы и искусства, одной из высших наград современной Франции.

Зиновий Высоковский (76),  3 августа 2009 г.

Зиновий Высоковский           Зиновий Высоковский – знаменитый актёр и сатирик, заслуженный деятель культуры Польши. Он родился в Таганроге, где и окончил с золотой медалью школу им. А.П. Чехова, а в 1952 году он приехал в Москву с намерением поступить в Театральное училище им. Щукина. Однако в тот раз поступить ему не удалось. Высоковский получал образование инженера по автоматике и космической телемеханике в Таганрогском радиотехническом институте и параллельно готовился к поступлению. Поступить в Щукинское училище ему удалось в 1957 году.

В 1961 году Высоковский приходит в труппу Московского театра миниатюр. Также он выступал на сцене Театра сатиры. Последний покинул в 1987 году после смерти Андрея Миронова. Как признавался сам актёр, его огорчала политика руководства Театра сатиры, а также взаимная нелюбовь с Валентином Плучеком. После этого Высоковский целиком ушел на эстраду, а в последние годы выступал на сцене Театра Антона Чехова. В кино наиболее значительны работы в фильмах "Живые и мертвые" (Миша) и "Ревизор" (почтмейстер).

Наряду с работой в театре, съёмками в кино и на телевидении ("Кабачок "13 стульев") Зиновий Высоковский вышел на эстраду и стал мастером разговорного жанра. Классикой на эстраде стали его "телефонные монологи" из вытрезвителя – разговор подгулявшего интеллигента со своей женой Люльком (автор Владимир Тихвинский), монологи знаменитого "зайцеведа", писателя-графомана пана Зюзи из телекабачка "13 стульев", монолог ироничного, мудрого Аптекаря с одесским говорком из спектакля Театра сатиры "Интервенция" Льва Славина, обретший на эстраде самостоятельную жизнь и менявшийся в зависимости от ситуации, в которой Аптекарь оказывался (тексты монологов писал сам актёр).

Самый разный спектр человеческих слабостей отражен во всех этих монологах – и самоуверенность, и заискивание перед сильными мира сего, лицемерие и др. Но жизнь многообразна, и артист показывает всю гамму человеческих чувств мягко, чуть пародийно, находя живые слова, говорящие о смешном, нелепом, грустном, печальном в жизни людей. Все это сделало Зиновия Высоковского всенародным любимцем, многие фразы и выражения из монологов Зиновия Высоковского стали крылатыми.

Семён Фарада (75),  20 августа 2009 г.

Семён Фарада           Семён Фарада – выдающийся актёр театра и кино. Он родился в подмосковном селе Никольское (ныне станция метро "Речной вокзал"). Любовь публики Фарада ощутил рано. В детстве он с упоением читал стихи, играл в школьных спектаклях.

Несмотря на талант и огромную тягу к театру, за всю свою жизнь Фарада так нигде и не учился актёрскому мастерству. После школы он отправился в Бауманское училище. За активное участие в самодеятельности его даже хотели отчислить. Как раз в это время Фараду отправили служить на флот, где он и проявил свой артистический талант в полной мере. На флоте он выступал в драматическом коллективе, что давало ему перед балтийскими моряками одно преимущество: для роли матроса-анархиста военный комендант города письменно разрешил Фараде носить длинные волосы.

Работая инженером, Фарада продолжал участвовать в самодеятельности. В итоге он оказался в студенческой студии МГУ "Наш дом", где актёру посчастливилось работать в коллективе таких же начинающих артистов, как он: Хазанова, Розовского, Филиппенко. В 1975 году на конкурсе молодых талантов Фараду заметил Юрий Любимов, который пригласил его в театр на Таганке. Фарада играл в таких спектаклях, как "Добрый человек из Сезуана" (второй Бог), "Гамлет" (второй могильщик), "Мастер и Маргарита" (управдом Босой, буфетчик Соков, конферансье Бенгальский), "Пять рассказов Бабеля" (ученик Загурского) и др.

Настоящее открытие киноактера Фарады состоялось с появлением комедии Эльдара Рязанова "Гараж" и кинопритчи Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен". После этого он работал с такими режиссёрами, как Марк Захаров ("Убить дракона"), Алла Сурикова ("Будьте моим мужем"), Константин Бромберг "Чародеи" и многими другими. Всего в биографии актёра более 60 фильмов. Одной из самых запоминающихся работ Фарады стала роль Маргадона в иронической мелодраме Марка Захарова "Формула любви". Песня "Уно моменто", которую Фарада в этом фильме исполнял вместе с Александром Абдуловым, стала настоящим кинохитом.

Сергей Михалков (96),  27 августа 2009 г.

Сергей Михалков           Сергей Михалков – литератор, председатель Союза писателей РСФСР, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, трёх Сталинских премий второй степени и Государственной премии СССР, академик Российской Академии образования, кавалер ордена Святого Андрея Первозванного.

Сергей Михалков родился в Москве в семье потомственных дворян. Способности к поэзии у него обнаружились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына известному поэту Александру Безыменскому, который положительно отозвался о них. В 1927 году семья переезжает в Ставропольский край (г. Пятигорск), и тогда Сергей начинает печататься. В 1928 году в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону) публикуется первое стихотворение «Дорога». После окончания школы Сергей Михалков возвращается в Москву и работает на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. В это же время в 1933 году он становится внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», членом Московского группкома писателей. Публикуется в журналах: «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах: «Комсомольская правда», «Известия», «Правда». Выходит первый сборник стихов.

В 1935 году выходит первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы — поэма «Дядя Стёпа». В 1936 году происходит событие, изменившее всю жизнь писателя. Он публикует в газете «Правда» стихотворение «Светлана», которое понравилось Сталину. Сергей Михалков становится членом Союза писателей СССР, поступает в Литературный институт. Он активно публикуется, выходят сборники стихов и басни. До того малоизвестный московский писатель становится «выдвиженцем» советской литературы, быстро взлетает на верх литературной иерархии СССР. В 1939 году Михалков получает первый орден Ленина.

Во время Великой Отечественной войны Михалков — корреспондент газет «Во славу Родины», «Сталинский сокол». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награждён боевыми орденами и медалями. Работает над сценариями к фильмам и мультфильмам. Сценарий к фильму «Фронтовые подруги» был отмечен Государственной премией СССР в 1942 г. После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов. По его сценариям сняты такие известные фильмы, как «Большое космическое путешествие», «Три плюс два», «Новые похождения Кота в Сапогах» и др. В 1962 году Михалков выступил автором идеи и организатором сатирического киножурнала «Фитиль».

Сергей Михалков ещё при жизни стал классиком детской литературы. Не одно поколение детей выросло на "Дяде Степе" - самом знаменитом персонаже Михалкова и на повести-сказке "Праздник Непослушания". Эти добрые и поучительные книги любимы как юными читателями, так и их родителями. Одним из своих главных достижений он считал возрождение жанра басни в ХХ веке. Вспоминает, что писать басни ему посоветовал Алексей Толстой. При этом Михалков не скрывал, что свои первые басни отправил Сталину. Ответом писателю стала их публикация в "Правде".

Михалков написал: "Я родился в царской России. В четыре года встретил революцию, наблюдал образование СССР, а в 78 лет – развал государства, которому верой и правдой служил всю жизнь". На сегодняшний день общий тираж изданных Сергеем Михалковым книг составляет около 400 млн экземпляров.

Иван Дыховичный (61),  27 сентября 2009 г.

Иван Дыховичный           Иван Дыховичный – известный российский режиссёр и актёр. Творческий путь Ивана Дыховичного был предопределен с детства. Он родился в богемной семье известного драматурга и поэта-песенника Владимира Дыховичного и балерины Александры Дыховичной (в девичестве Синани). В 1969 году окончил актёрский факультет Театрального училища имени Щукина, а вскоре был приглашён Юрием Любимовым в Театр на Таганке, где проработал десять лет, создав немало незабываемых образов в постановках по произведениям классиков и современных авторов. Дважды снимался в небольших ролях в телевизионных фильмах.

В конце 70-х Дыховичный оставляет сцену и учится на Высших режиссёрских курсах. Уже в годы учебы он снимает короткометражные фильмы в качестве курсовых работ, которые привлекают внимание критики, как, например, картина «Элиа Исаакович и Маргарита Прокофьевна», отмеченная ироническим взглядом начинающего режиссёра и остротой изобразительных решений. Или киноновелла «Испытатель», снятая Дыховичным в 1985 году. Реальность повседневности вытеснялась реальностью фантастической, облеченной в узнаваемые формы, композиционные структуры были отмечены не столько прямой логической выстроенностью, сколько ассоциативной.

А потом он увлекся кинематографом и создал такие знаменитые фильмы, как "Черный монах", "Копейка", "Прорва", "Вдох-Выдох" и, наконец, "Европа-Азия" (2009 год), с которым ещё мало кто познакомился из наших современников. Он также хорошо известен миллионам телезрителей как ведущий многих популярных телепрограмм и автор нескольких телевизионных документальных фильмов. Дыховичный активно сотрудничал на Российском телевидении, где он снял документальную ленту "Женская роль". Одна из его последних работ – фильм "Музыка для декабря", показанный на Каннском Международном кинофестивале в программе "Особый взгляд".

Иван Дыховичный удостоен многих наград, в том числе Гран-при на международном кинофестивале во Франции и премии Венецианского кинофестиваля.

Павел Попович (79),  30 сентября 2009 г.

Павел Попович           Павел Попович – легендарный советский "космонавт номер четыре", входивший в первый, гагаринский отряд. До своего 80-летия он не дожил всего пять дней.

В 1951 году Павел Попович окончил техникум, получив диплом техника-строителя, и аэроклуб. В 1954 году окончил Качинское военное авиационное училище лётчиков, служил в ВВС. В 1960 году Попович был зачислен в отряд советских космонавтов, где прошел полный курс подготовки к полётам на кораблях типа "Восток". Всего в отряде было 12 человек.

Свой первый космический полёт Попович совершил на корабле "Восток-4" 12-15 августа 1962 года. Это был первый групповой полёт пилотируемых космических кораблей (второй корабль пилотировал "космонавт номер три" Андриян Николаев). После первого полёта Попович проходил подготовку к полёту по лунной программе, а после её закрытия готовился к полётам на кораблях типа "Союз" и орбитальной космической станции типа "Алмаз".

Второй космический полёт Попович совершил в качестве командира космического корабля "Союз-14" с 3 по 19 июля 1974 года. В 1977 году защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук. В 1980-89 годах работал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов имени Гагарина. С 1993 года генерал-майор авиации в запасе.

Павел Попович – дважды Герой Советского Союза, награжден двумя орденами Ленина, орденами Красной Звезды, Дружбы народов, орденом Почета. Почетный гражданин нескольких городов России и Болгарии. Его именем названы горный хребет в Антарктиде и малая планета.

Виктор Боков (95),  16 октября 2009 г.

Виктор Боков           Виктор Боков – поэт, автор любимых народом песен и стихов. Он остался в памяти народной прежде всего как автор песен: “На побывку едет молодой моряк”, “Я назову тебя зоренькой”, “Оренбургский пуховый платок”, "На Мамаевом кургане тишина", "Лен, лен, лен".

Виктор Боков родился в деревне Язвицы Владимирской области (ныне Сергиево-Посадский район Московской области) в семье крестьянина. Окончил школу 1-й ступени Краснозаводска, затем школу-семилетку в Загорске (ныне Сергиев Посад). Учился в Загорском педагогическом техникуме, работал токарем, зоотехником. В 1934-1938 учился в Литературном институте имени Горького в Москве. С 1938 несколько лет работал литературным консультантом при Всесоюзном доме народного творчества. В 1942 году был призван в армию, 19 августа того же года был арестован за "разговоры", осужден по 58-й статье и отправлен в СибЛаг. Освободился из лагеря в 1947 году.

Первое стихотворение Боков опубликовал в 1930 в загорской газете "Вперед". В стихах Бокова всегда присутствовало творческое осмысление традиций его предшественников: Кольцова, Некрасова, Клюева, Есенина, Твардовского и Исаковского. В первую очередь, это отражалось в использовании поэтических возможностей русского фольклора. Его песни настолько полюбились жителям СССР, что в 50-60-е гг. они стали восприниматься как народное творчество. За 96 лет жизни Боков издал как минимум десятка стихотворных сборников и антологию "Русская частушка".

На малой родине Бокова в деревне Язвицы действует музей поэта. Ежегодно в Сергиево-Посадском районе Московской области проходит фестиваль "Боковская осень", раз в два года в городе Пересвете того же района проходит фестиваль песен на стихи поэта под названием "Любовь моя, Россия".

Игорь Старыгин (63),  8 ноября 2009 г.

Игорь Старыгин           Игорь Старыгин – заслуженный артист России, для большинства зрителей так и останется отважным романтиком Арамисом. Впрочем, найдется немало поклонников и у душки Микки из "Адъютанта Его Превосходительства", и у благородного капитана Дановича из "Госграницы". Но всё же его звездный час в кино начнется с роли Кости Батищева в школьной мелодраме "Доживем до понедельника", которая навсегда сделает его самым желанным красавцем для целого поколения старшеклассниц.

Природа наделила Старыгина редким даром "змея искусителя", без особых усилий покорявшего женские сердца. Они разбивались сами перед красавцем гренадерского роста с аристократическими манерами. Женщины в судьбе Игоря Старыгина не отдельная история, а лейтмотив всей жизни. К сожалению, 90-е станут не лучшей актёрской порой для Старыгина. Небольшие роли в нескольких фильмах не принесут ничего, кроме скромных гонораров. Полосу неудач омрачит и серьёзное заболевание сосудов. Но, как и прежде, в его судьбе появится женщина, с которой он преодолеет и глубокую депрессию, и сложные операции. Это будет уже пятая по счету жена – хранитель его судьбы. В отечественном кино было и есть немало "героических" актёров с более значительным репертуаром, чем у Старыгина, но мы не всегда без усилий можем вспомнить их имена. А его имя, несмотря ни на какие длительные простои, и сегодня на слуху у зрителей. За его мушкетерским плащом Арамиса навсегда останется шлейф одного из самых романтичных героев отечественного кино. Это фильм о жизни Игоря Старыгина, наполненной романтическими приключениями и судьбоносными случайностями.

Первый фильм с участием Игоря Старыгина вышел на экраны в 1967 году. Помимо знаменитой серии "Д'Артаньян и три мушкетера", "Мушкетеры 20 лет спустя", "Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя" и "Возвращение мушкетеров" он снимался в таких известных лентах, как "Доживем до понедельника", "Адъютант его превосходительства", "Красное и черное", "Государственная граница", "Змеелов", "24 часа", "Кодекс чести", "Даша Васильева. Любительница частного сыска" и других.

Виталий Гинзбург (93),  8 ноября 2009 г.

Виталий Гинзбург           Виталий Гинзбург – легендарный, выдающийся, энциклопедически образованный физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии, академик РАН. Он родился в Москве, в семье инженера-специалиста по очистке воды и врача. Будущий академик в школе проучился лишь четыре года. А уже на физфаке МГУ за три месяца прошел недостающий школьный курс. Научную карьеру Гинзбург начал аспирантом физического факультета МГУ. Закончив аспирантуру, сразу же защитил кандидатскую диссертацию. Он внёс большой вклад в развитие радиоастрономии. Основатель Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской академии наук.

Виталий Лазаревич Гинзбург – автор более 400 научных работ и десяти монографий, посвященных теоретическим вопросам физики, физике звезд, происхождению и свойствам космических лучей. Он был универсалом. Широко известны его работы по квантовой электродинамике, теории сверхпроводимости, физики плазмы, астрофизике. Он является одним из основателей советской школы радиофизики, теории распространения радиоволн и теории ионосферы.

У Гинзбурга была феноменальная реакция, мгновенное понимание сути научной проблемы и нетривиально-ассоциативное мышление. Он мог легко найти аналогии между задачами квантовой теории поля и классической электродинамикой между акустикой и физикой плазмы. В 1995 году Гинзбург получает Большую золотую медаль имени М.В. Ломоносова за выдающиеся достижения в области теоретической физики и астрофизики.

В 2003 году Виталий Гинзбург получает Нобелевскую премию за исследования явлений сверхтекучести и сверхпроводимости при сверхнизких температурах. В 2006 году ученому вручают Орден "За заслуги перед Отечеством" I степени за выдающийся вклад в развитие отечественной науки и многолетнюю плодотворную деятельность. Через семинары Гинзбурга прошли сотни исследователей, многие из которых внесли заметный вклад в науку. Огромное количество его книг и публикаций вошло в золотой фонд современной физики. Гинзбург был светлым человеком и великим ученым.

Константин Феоктистов (83),  22 ноября 2009 г.

Константин Феоктистов           Константин Феоктистов – знаменитый конструктор и первый гражданский космонавт, Герой Советского Союза. Он родился в Воронеже. Во время Великой Отечественной войны он служил в разведке и имел боевые ранения. После войны Феоктистов закончил МВТУ им. Баумана и работал в различных научно-исследовательских организациях.

В 1964 он попал в отряд космонавтов. Феоктистов стал первым космонавтом, не являвшимся военным, а также первым и единственным за всю историю СССР беспартийным участником космических полётов. Феоктистов вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым входил в состав первого группового экипажа, который в 1964 году совершил полёт на первом аппарате серии "Восход". В этом полёте советские космонавты впервые отправились в космос без скафандров. За сутки пребывания в космосе корабль 16 раз облетел земной шар, дальность полёта "Восхода" составила почти 700 тысяч километров. Экипаж корабля установил два абсолютных мировых рекорда: максимальной высоты космического полёта (408 километров) и максимальной массы (веса) (5,32 тысячи килограммов), поднятой на такую высоту. Кроме того, были установлены два мировых рекорда: дальность полёта (669 784,027 километра) и продолжительность полёта (24 часа 17 минут 3 секунды) в категории многоместных космических кораблей. За мужество и героизм, проявленные в ходе космического полёта, Феоктистову было присвоено звание Героя Советского Союза.

После полёта до 1990 года Феоктистов трудился над новыми космическими кораблями в ОКБ-1 (позже – НПО "Энергия"). Он разрабатывал корабли "Союз", "Союз-Т", "Союз-ТМ", "Прогресс", "Прогресс-М", долговременные орбитальные станции "Салют" и "Мир".

С 1990 года Феоктистов преподавал в МГТУ им. Баумана. Именем космонавта названы улица и школа в Воронеже, а также кратер на обратной стороне Луны.

Вячеслав Тихонов (81),  4 декабря 2009 г.

Вячеслав Тихонов           Вячеслав Тихонов – великий русский актёр, народный артист СССР. Он родился городе Павловском Посаде Московской области, в возрасте 13 лет пошел в ремесленное училище, где учился на токаря. После этого поступил на военный завод, где работал по полученной специальности. В 1944 году он поступил на нулевой курс Автомеханического института. Но ближе к 1945 году у него возникла идея попытать счастье во ВГИКе. Там его сначала не приняли, однако уже после завершения вступительных экзаменов профессор Борис Бибиков зачислил молодого Тихонова к себе на курс. В годы учебы во ВГИКе состоялся его актёрский дебют в фильме Сергея Герасимова "Молодая гвардия", где он сыграл роль Володи Осьмухина.

После окончания ВГИКа Тихонов пришел в Театр-студию киноактера, где проработал 7 лет. Однако после своего дебюта в кино артист почти 10 лет не получал серьёзных ролей. Режиссёры использовали, главным образом, его внешние данные, не стремясь выявить актёрский потенциал. Но было бы ошибкой считать эти годы потерянными для формирования актёрской индивидуальности Вячеслава Тихонова: он успешно сыграл в спектакле "Обыкновенное чудо", поставленном Эрастом Гариным.

Подлинное открытие индивидуальности Тихонова произошло в картинах "Дело было в Пенькове" и "ЧП-Чрезвычайное происшествие". Здесь проявилось умение актёра глубоко раскрывать внутренний мир персонажа – его психологическую, эмоциональную и интеллектуальную сущность. Затем последовали роли в фильмах: "Майские звезды", "Мичман Панин", "На семи ветрах", "Оптимистическая трагедия".

Новым большим шагом в актёрской карьере Тихонова стала роль Андрея Болконского в киноэпопее Сергея Бондарчука "Война и мир". Интересно, что поначалу Сергей Бондарчук видел в роли Болконского Иннокентия Смоктуновского. Когда тот отказался, роль предложили Олегу Стриженову, но и он оказался несвободен. Тогда министр культуры Екатерина Фурцева, хорошо относившаяся к Тихонову, предложила его кандидатуру Бондарчуку. Съёмки длились четыре года и потребовали от актёра огромной самоотдачи. Его Болконский стал эталоном аристократизма и элегантности.

Вячеслав Тихонов несколько раз обращался в своем творчестве к теме Великой Отечественной войны: в трилогии Гостева "Фронт без флангов", "Фронт за линией фронта", "Фронт в тылу врага", в фильме Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину". Однако крупнейшей актёрской работой Вячеслава Тихонова стала роль советского разведчика Исаева-Штирлица в многосерийном фильме Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". Эта роль принесла Тихонову невиданную популярность и всенародную любовь. Вячеслав Васильевич создал живой, сложный характер, его Штирлиц приковывал к себе зрительское внимание каждую минуту своего существования на экране. В этой работе Тихонов применил весь арсенал своих выразительных средств: умение "держать" крупные планы, показывая насыщенную внутреннюю жизнь персонажа, точность и лаконизм жестов и мимики, тонкий психологизм и игру на подтекстах, едва заметную смену настроений, глубокое понимание специфики актёрской работы в кино.

За свою длительную и успешную карьеру Вячеслав Тихонов сыграл в более чем 50 кино- и телефильмах: "Доживем до понедельника", "Белый Бим – Черное Ухо", "ТАСС уполномочен заявить", "Убить дракона" и многих других. В последние годы Тихонов снимался в картинах "Утомленные солнцем", "Бульварный роман", "Авантюра", "Провинциальный бенефис". Все его герои очень разные, но они покоряли своей мужественностью и благородством, обаянием и интеллигентностью, а главное, правдивостью. Тихонов снимался в кино до последнего времени: в 2006 году он сыграл роль Бога в фильме Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви".

Егор Гайдар (53),  16 декабря 2009 г.

Егор Гайдар           Егор Гайдар – известный российский политик и экономист, родился в Москве в семье военного корреспондента газеты "Правда", контр-адмирала Тимура Гайдара. Оба деда – Аркадий Гайдар и Павел Бажов – знаменитые писатели. Егор Гайдар являлся одним из инициаторов российских экономических реформ в правительстве первого президента России Бориса Ельцина, считается одним из идеологов рыночных реформ в России 90-х годов. В прошлом он занимал должности министра экономики и финансов, председателя правительства.

В 1978 году Гайдар окончил экономический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова, в ноябре 1980 года окончил аспирантуру МГУ. В аспирантуре МГУ Гайдар обучался под руководством академика Станислава Шаталина, который считается не только его учителем, но и идейным единомышленником. После окончания аспирантуры Гайдар защитил кандидатскую диссертацию, посвященную оценочным показателям в системе хозяйственного расчета предприятий.

В 1980-1986 годах Гайдар работал во Всесоюзном НИИ системных исследований ГКНТ и АН СССР. В 1986-1987 годах он был ведущим научным сотрудником Института экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР, где работал под руководством академика Льва Абалкина, ставшего впоследствии заместителем союзного премьера Николая Рыжкова.

19 августа 1991 года, после начала путча ГКЧП, Гайдар объявил о своём выходе из КПСС и присоединился к защитникам Белого дома. Гайдар известен как один из идеологов и руководителей радикальных экономических реформ начала 1990-х в России. В 1991-1994 годы занимал высокие посты в правительстве России (в том числе был и. о. председателя правительства). Также был депутатом Госдумы первого (1993-1995) и третьего (1999-2003) созывов. В последнее время занимался исследовательской работой в возглавляемом им Институте экономики переходного периода.

Григорий Бакланов (86),  23 декабря 2009 г.

Григорий Бакланов           Григорий Бакланов – замечательный советский, русский писатель, фронтовик, основоположник жанра "лейтенантской прозы", родился в Воронеже. Ему было семнадцать, когда началась война. Фронтовой маршрут рядового, а позже – командира взвода, лейтенанта Григория Бакланова – Украина и Молдавия, Румыния и Болгария, Венгрия и Австрия. Был тяжело ранен, закончил войну командиром артдивизиона.

После войны Григорий Бакланов поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1951 году. Первый рассказ был опубликован в журнале "Крестьянка" в 1951-м. Известность Бакланову принесли первые повести о войне — "Девять дней (Южнее главного удара)" и "Пядь земли". За ними последовали повесть "Мертвые сраму не имут", роман "Июль 41 года", в котором писатель одним из первых поднял вопрос об ответственности Сталина за поражения Красной Армии в начале войны. Повесть "Навеки — девятнадцатилетние", посвящённая судьбам вчерашних школьников, попавших на фронт, была отмечена Государственной премией СССР.

С 1986 по 1993 годы Бакланов был главным редактором журнала "Знамя". Тираж журнала тогда достиг миллиона экземпляров. На страницах литературного издания Бакланов публиковал произведения Булгакова, Твардовского, Приставкина. На страницах "Знамени" последнее произведение Бакланова увидело свет в 1995 году. В 1988 году он опубликовал книгу рассказов "Свет вечерний"; в 1993 году "Свой человек" (повесть и рассказы), в 1995 году книгу "Я не был убит на войне" (роман, повести, рассказы). Издана книга мемуаров Григория Бакланова "Жизнь, подаренная дважды".

Григорий Бакланов был секретарем правления Союза писателей СССР (избран восьмым съездом СП СССР 1986), членом совета историко просветительского общества "Мемориал". По сценариям Григория Бакланова были сняты многие фильмы: "Познавая белый свет", "Был месяц май".

"Когда я вернулся с фронта, мне был двадцать один год. Я вернулся в твердом убеждении, что главное дело моей жизни сделано. Мне было на редкость легко. Мне не хотелось ни карьеры никакой, мне было абсолютно безразлично, что будет дальше. Я был убежден: главное дело моей жизни сделано. И вот прошло полвека. Все-таки что-то я за эти полвека сделал, чего могу не стыдиться", – сказал писатель.

Бакланов награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почёта", орденом Дружбы народов, орденом "За заслуги перед Отечеством" 3-ей степени, медалями.

Исаак Шварц (86),  28 декабря 2009 г.

Исаак Шварц           Исаак Шварц – известный композитор, народный артист России, родился в городе Ромны на Украине. В 1945 году Шварц поступил в Ленинградскую консерваторию. После её окончания, в 1954 году он написал "Симфонию фа минор", принесшую молодому композитору первый успех.

В 1959 году Шварц начал работать в кино, он написал музыку к более чем 100 кинофильмам и 35 драматическим спектаклям.

Многие годы Шварца связывала большая творческая и человеческая дружба с Булатом Окуджавой. Вместе они создали 32 песни, наиболее известные из которых – Песенка кавалергарда из кинофильма "Звезда пленительного счастья", песня "Ваше благородие, госпожа удача" ("Белое солнце пустыни"), романс "Наряд подвенечный" ("Нас венчали не в церкви"), а также песни из кинофильма "Соломенная шляпка".

Работал Шварц и с такими известными режиссёрами, как Иван Пырьев ("Братья Карамазовы"), Юлий Карасик ("Дикая собака Динго"), Михаил Швейцер ("Бегство мистера Мак-Кипли"), Владимир Венгеров ("Балтийское небо", "Рабочий поселок", "Живой труп"), Владимир Мотыль ("Белое солнце пустыни", "Женя, Женечка и "Катюша", "Звезда пленительного счастья"), Пётр Тодоровский ("Последняя жертва"), Алексей Герман ("Проверка на дорогах"), Акира Куросава ("Дерсу Узала") и другими.

Исаак Шварц – автор нескольких балетов ("Накануне", "Страна чудес"), симфоний, кантат, инструментальной музыки, сочинений для оркестра ("Желтые звезды. Памяти Рауля Валленберга").

Композитор получал награды в Каннах, Венеции, Лондоне, Берлине. За музыку к фильму "Дерсу Узала" он был удостоен "Оскара". Он был отмечен почетными званиями лауреата Государственной премии России, неоднократно отмечался высшей кинематографической премией "Ника".

Кого мы потеряли в 2008 году…   ♦   Кого мы потеряли в 2010 году…