Кого мы потеряли в 2013-ом…
  Уходят люди, и уходят, и уходят…
 
Оскар Фельцман (91),  3 февраля 2013 г.

Оскар Фельцман           Оскар Фельцман – советский и российский композитор, Народный артист РСФСР. Он родился в Одессе и с самого раннего детства увлёкся музыкой, их семья не пропускала ни одного из концертов выступавших и гастролировавших там музыкантов, среди которых было немало вокалистов, пианистов, скрипачей, виолончелистов, имевших мировую славу.

В возрасте пяти лет Оскар Фельцман начал заниматься игрой на скрипке, но вскоре перешёл в класс фортепиано. Первая его фортепианная пьеса «Осень» появилась через год, когда ему было шесть лет. После окончания музыкальной школы он поступил на композиторский факультет Московской консерватории.

В 1948 году в Московском театре оперетты состоялась премьера музыкальной комедии О.Фельцмана «Воздушный замок». В 1952 году состоялись ещё две его премьеры: в Театре оперетты – «Суворочка» и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко – «Шумит Средиземное море». Кроме оперетт композитор начал писать музыку к цирковым номерам, эстрадным представлениям и театральным постановкам.

Первой песней, написанной Фельцманом, стала песня «Теплоход» для пародийного театра «Синяя птичка». Позднее её исполнил и записал на пластинку Леонид Утёсов. Песни Оскара Фельцмана быстро нашли своих благодарных исполнителей и восторженных слушателей. Всенародная популярность песни «Ландыши» в исполнении Гелены Великановой раздражала партийных функционеров, учинивших подлинный разгром композитору в центральной прессе. Гонения длились 23 года, а люди продолжали любить и петь эту и другие его песни.

В период первых успехов страны в освоении космоса появилась песня «Я верю, друзья», ставшая любимой песней не только космонавтов, но и всей страны. В 1967 году на радио организовали передачу «С добрым утром!» и Фельцман написал для неё песню-заставку, которая вошла в каждую семью как «воскресенье – день веселья». В дальнейшем многие замечательные песни композитора впервые прозвучали в этой передаче.

В своём песенном творчестве Оскар Фельцман сотрудничал с самыми лучшими поэтами страны, среди которых были Р.Рождественский, Р.Гамзатов, Л.Ошанин, А.Вознесенский, М.Матусовский, Е.Долматовский, М.Лисянский, В.Харитонов, И.Шаферан, М.Танич, И.Кохановский, Н.Олев и другие. Песни Фельцмана украсили репертуар Л.Утёсова, М.Бернеса, В.Трошина, И.Кобзона, М.Магомаева, Э.Пьехи, Э.Хиля, В.Толкуновой, Ю.Гуляева, Г.Отса, Л.Лещенко, И.Бржевской, О.Анофриева, М.Пахоменко, Л.Серебренникова и многих других замечательных исполнителей.

Достаточно упомянуть лишь небольшую часть написанных Оскаром Фельцманом песен, как память мгновенно возвращается в те годы и мотив приходит сам собой: «Чёрное море моё…», «Венок Дуная», «Эй, рулатэ», «Ходит песенка по кругу», «Белый свет», «Ничего не вижу», «Песенка моего друга», «Манжерок», «Огромное небо», «Баллада о красках», «А любовь, как песня», «Разве тот мужчина», «За полчаса до весны», «Остров детства», «Поверь в себя!»…

В 1992 году О.Нестеров со своей группой «Мегаполис» записал кавер-версию песни «Ландыши» с новым текстом на немецком языке, получившую название «Karl-Marx-Stadt». Созданная специально для готовившихся гастролей в Германии, эта версия стала весьма популярной и на родине. А 18 февраля 2001 года в Центральном концертном зале «Россия» состоялся юбилейный концерт Фельцмана. К своему 80-летию Оскар Борисович написал много новой музыки, и в этот вечер состоялись премьеры многих его произведений.

Заслуженный деятель искусств РСФСР Оскар Фельцман был удостоен многих званий и наград, он был многократным лауреатом множества международных, всесоюзных и всероссийских песенных фестивалей, лауреатом премии имени Дунаевского. Он был награждён орденом Дружбы народов, орденом «За заслуги перед Отечеством» трёх степеней.

В далёком 1941 году в Новосибирске Оскар Фельцман женился на студентке дирижёрско-хорового факультета Московской консерватории Евгении Кайдановской, с которой прожил почти 60 лет (в 2000 году она скончалась). Их сын Владимир Фельцман – известный пианист, дирижёр и композитор, он живёт в США…

Алексей Герман (74),  21 февраля 2013 г.

Алексей Герман           Алексей Герман – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер, Народный артист Российской Федерации. Он родился в Ленинграде и с детства хотел стать врачом, в пользу режиссуры его с трудом склонил отец – известный писатель Юрий Герман.

В 1960 году Алексей Герман окончил режиссёрский факультет Ленинградского театрального института имени Островского (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). Его первым самостоятельным спектаклем стала поставленная в Смоленском драматическом театре сказка «Мал, да удал». Вскоре он начал работать с Г.Товстоноговым в Большом драматическом театре имени Горького (БДТ). Там Герман поставил украинскую музыкальную комедию «Фараоны» и был сопостановщиком спектакля «Поднятая целина» по роману М.Шолохова.

В 1964 году Герман перешёл на киностудию «Ленфильм», где его первой работой стал фильм «Рабочий посёлок», в котором он был вторым режиссёром. Позже он совместно с режиссёром Григорием Ароновым поставил фильм «Седьмой спутник». Первой самостоятельной работой Алексея Германа стал фильм «Операция "С Новым годом!"» по одноименной повести Юрия Германа. Картина была снята в 1971 году, но не прошла цензуру, пролежала на полке 15 лет и была выпущена на экраны только в 1986 году под названием «Проверка на дорогах». Война в ней получилась не такой, какую было принято показывать зрителям Советского Союза, в ней не было растиражированного до этого героического образа солдата.

Второй режиссёрской работой Алексея Германа и первой его картиной, дошедшей до зрителей, стала лента «Двадцать дней без войны». Фильм был снят в 1976 году, главные роли в нём сыграли Юрий Никулин и Людмила Гурченко. Большим успехом Германа также стала его пронзительная лента «Мой друг Иван Лапшин», отмеченная актёрскими работами Андрея Миронова и Андрея Болтнева. Она завоевала множество кинематографических наград, но по-прежнему была встречена в штыки советскими чиновниками. За эти свои три фильма Алексей Герман был удостоен премии критиков Международного кинофестиваля в Роттердаме.

Над сценариями к своим фильмам Алексей Герман работал вместе с женой – Светланой Кармалитой. Когда ему после картины «Мой друг Иван Лапшин» запретили работать, то они вместе писали сценарии, чтобы как-то прокормиться, и выпускали их под именем Светланы Кармалиты. В конце 80-х годов Германа настойчиво звали в Голливуд, предлагали интересные коммерческие проекты, но он вернулся в нищий Петербург, на умирающий тогда «Ленфильм» и начал снимать свой фильм «Хрусталёв, машину!», который позже получил три национальных премии российской кинокритики – за фильм, режиссуру и работу художников и, кроме того, стал лауреатом кинематографической премии «Ника» в шести номинациях.

Последней работой режиссёра стал фильм с рабочим названием «История Арканарской резни» по роману Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом». Алексей Герман на протяжении многих лет работал над картиной, но при его жизни эта лента так и не вышла на экраны. Щепетильность, с которой он выстраивал буквально каждый кадр, многих удивляла. Но в итоге получались те самые "германовские" фильмы, спутать которые с остальными невозможно.

В 1990 году Алексей Герман организовал Студию первого и экспериментального фильма (СПиЭФ) и стал её художественным руководителем. На этой студии снимали свои первые картины молодые режиссёры, которые приезжали из разных городов России, например, Алексей Балабанов, Лидия Боброва. Одновременно Герман преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров, где у него учились режиссёр Мурадов (картина «Змей»), режиссёр Слахутдинов (фильм «Кружение в пределах кольцевой») и другие.

Алексей Герман был лауреатом Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых и Государственной премии СССР. Он был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и орденом Почёта. Он также был лауреатом премий «Золотой Овен – Человек кинематографического года», «Триумф», «Колея» имени Владимира Высоцкого, премии Сергея Довлатова. В 2007 году Алексею Герману была вручена премия «Либерти», присуждаемая за вклад в укрепление культурных связей между Россией и США. В сентябре 2012 года он получил приз «Золотой кентавр» за вклад в мировой кинематограф на фестивале короткометражных, документальных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку».

Его сын Алексей Герман-младший – кинорежиссёр, сценарист. Он является режиссёром фильмов «Последний поезд», «Garpastum», «Бумажный солдат» и других…

Андрей Панин (50),  6 марта 2013 г.

Андрей Панин           Андрей Панин – российский актёр театра и кино, заслуженный артист Российской Федерации. Он родился в Новосибирске, но через два года семья переехала в Челябинск. Затем, когда Андрею было шесть лет, он переехал в Кемерово, где и прожил шестнадцать лет. Именно город Кемерово актёр считал своей Родиной.

В Кемерово Андрей Панин сначала поступил в пищевой институт, однако вскоре был отчислен и впоследствии окончил Институт культуры. Некоторое время он проработал в Минусинском театре, а затем отправился покорять Москву. Он четыре года подряд упорно ездил поступать в школу-студию МХАТ. Поступил не сразу, но на курсе Александра Калягина единственный имел «пятёрку» по мастерству.

По завершении курса в 1991 году Андрей Владимирович стал актёром МХТ имени Чехова. Среди его сценических работ – «Три сестры» (Солёный), «Скупой рыцарь», «Женитьба», спектакль театра-студии Табакова «Смертельный номер», антрепризная постановка «Зима» по Евгению Гришковцу, нашумевшие «Академия смеха» и «Трое на качелях» в театре имени Пушкина. Но известность пришла к нему в 1997 году, после того как на экраны вышли фильмы «Мама, не горюй» и «Мама». Его харизма, которая вряд ли проявилась бы в советских фильмах, требовавших фактурных героев, наконец нашла себе полноценное применение.

Массовая популярность к Андрею Панину пришла после телесериала «Бригада» А.Сидорова, где он мастерски сыграл роль коррумпированного милиционера, ушедшего в глубокий криминал начала 1990-х. Позднее актёр снялся в трилогии этого режиссёра «Бой с тенью». Популярности Панина способствовал также успех телесериала «Каменская». Заметными стали работы актёра в фильмах «Шик» (премия «Ника») и «Трио» (приз фестиваля «Окно в Европу»). Андрей Панин создал яркие запоминающиеся образы в фильмах режиссёров Павла Чухрая («Водитель для Веры»), Карена Шахназарова («День полнолуния», «Яды, или Всемирная история отравлений» и «Всадник по имени Смерть»), Алексея Балабанова («Жмурки» и «Морфий»), Никиты Михалкова («Утомленные солнцем 2»), Петра Тодоровского («Жизнь забавами полна»). В телесериале «Преступление и наказание» он сыграл роль Порфирия Петровича.

В 2005 году Андрей Панин снял в качестве режиссёра телесериал «Полный вперёд!» (римейк фильма 1954 года «Верные друзья»), и в 2007 году – фильм «Внук космонавта» (в соавторстве с Тамарой Владимирцевой). Он также приобрёл права на экранизацию романа Захара Прилепина «Паталогии», для которого даже был проведён кастинг и нашлось финансирование. Однако из-за того, что нельзя было снимать фильм, действие которого происходит в Чечне, работа не была продолжена.

За свою карьеру Андрей Панин снялся примерно в 60 фильмах, чуть меньше у него театральных ролей. Его последней ролью стал доктор Ватсон в новом сериале «Шерлок Холмс» А.Кавуна, премьеры которого актёр так и не дождался. Он не успел закончить работу и в 8-серийном остросюжетном фильме «Гетеры майора Соколова» Б.Худойназарова, где играл роль военного, командующего разведывательным подразделением из пяти девушек. Съёмки проходили в Крыму, после этого съёмочная группа должна была переехать в Выборг. Часть картины так и осталась не снятой.

Андрей Панин был удостоен Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства за телевизионный многосерийный художественный фильм «Граница. Таёжный роман». За лучшую мужскую роль второго плана (в фильме «Свадьба») он получил сразу две премии: XII Международного фестиваля актёров кино «Созвездие-2001» и «Золотой овен». Кроме того, он являлся лауреатом премий «Хрустальная Турандот», «Чайка», «Двойной удар», «Кумир года» и «Триумф»…

Мария Пахоменко (75),  8 марта 2013 г.

Мария Пахоменко           Мария Пахоменко – советская и российская эстрадная певица, Народная артистка России. Она родилась в Белоруссии, но довольно скоро её семья переехала в Ленинград. Ещё в седьмом классе школы Маша с подружками организовали вокальный квартет, который вошёл в состав местного Дворца культуры и участвовал в концертах художественной самодеятельности.

Во время учёбы в радиотехникуме Мария Пахоменко, хоть и не помышляла об артистической карьере, вновь вошла в состав квартета, который стал профессиональным и был приглашён в Молодёжный ансамбль Дворца культуры имени Ленсовета. С этим ансамблем певица много поездила по стране, выступала на Фестивале молодёжи 1957 года в Москве.

Мария Пахоменко окончила музыкальное училище имени М.П.Мусоргского. В студенческом самодеятельном коллективе при Ленинградском электротехническом институте, куда её пригласили, она познакомилась со своим будущим мужем, впоследствии очень известным музыкантом и композитором Александром Колкером. В то время он был студентом ЛЭТИ и играл в ансамбле на скрипке.

А.Колкер в своих воспоминаниях рассказывал, что ему больших усилий стоило уговорить Машу выступить в новом амплуа и записать свою первую сольную песню «Качает, качает». Песня была написана к спектаклю «Иду на грозу» по роману Д.Гранина. Этот дебют Марии Пахоменко в 1964 году был огромной удачей и успехом. А песня вскоре зажила самостоятельной жизнью. Молодой, удивительно чистый, а главное, незнакомый голос певицы сыграл там важную роль.

Мария Пахоменко привнесла на советскую эстраду свой стиль исполнения – народный характер пения с эстрадным артистизмом. Многие замечательные композиторы и поэты доверяли певице первое исполнение своих сочинений, среди которых достаточно упомянуть песни «Ненаглядный мой», «Опять плывут куда-то корабли», «Сегодня праздник у девчат», «Карелия», «Красивые слова», «Мужчины», «Разговоры», «Матросские ночи», «Школьный вальс», «Журавль в небе», «Лучше нету того цвету», «Когда смеялись львы», «Чудо-кони», «Признание», «Рябина», «Любите Россию», «Вальс при свечах», «Подсолнухи» и многие-многие другие.

Признание к Марии Пахоменко пришло быстро и сразу прочно установилось. Её музыкальные записи были изданы миллионными тиражами на гибких грампластинках, грампластинках-миньон, дисках-гигантах и компакт-дисках. Она снялась в нескольких музыкальных фильмах, а в 1980-х годах работала ведущей на ленинградском ТВ, где вела цикл программ «Приглашает Мария Пахоменко». Многие годы она гастролировала по СССР и за рубежом.

В 1968 году Мария Пахоменко стала лауреатом международного конкурса МИДЕМ в Каннах, Франция. А в 1971 году она первой из советских эстрадных певиц была удостоена Гран-при на международном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии. В следующем году она получила приз «Золотая пластинка» на каннском песенном фестивале. Звания звания «Народная артистка Российской Федерации» певица была удостоена в 1998 году…

Борис Васильев (88),  11 марта 2013 г.

Борис Васильев           Борис Васильев – советский и российский писатель, Лауреат Государственной премии СССР. Он родился в Смоленске в семье офицера и дворянки. У него рано проявился интерес к литературе и истории. Ещё в школе маленький Боря играл в любительских спектаклях и выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Летом 1941 года после того, как Васильев окончил 9 класс, началась война, и он ушёл добровольцем на фронт. Впоследствии тема войны пройдёт через всё творчество писателя.

После фронтовой контузии в 1943 году Борис Васильев поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Позже там он встретил свою будущую жену Зорю Поляк, которая стала его постоянной спутницей. Окончательно из армии Васильев уволился в 1954 году с серьёзным намерением заниматься литературой. Однако начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений. Его первым произведением стала пьеса «Танкисты» о сложном этапе смены поколений в послевоенное время. Она была адаптирована для сценической постановки под названием «Офицеры», однако после двух общественных просмотров в декабре 1955 года незадолго до премьеры спектакль был запрещён Главным политическим управлением армии. И даже текст сценария для журнала «Театр» был рассыпан на стадии набора. Безобидный «Иванов катер» также пролежал в «Новом мире» после смерти Твардовского три года и вышел только в 1970-м.

Борис Васильев, аристократ крови и духа, чурался «кампаний», не лез в президиумы, не подписывал гадких писем против арестованных или гонимых коллег, не хвалил и не порицал Хрущева, не пиарил Советский Союз и ни слова не говорил о замечательной жизни в нём. Спина его осталась прямой, голова – гордо поднятой, дух – высоким и несломленным. Его молчание и одиночество лизоблюды читали правильно: неприятие.

Но после повести «А зори здесь тихие…» он стал недосягаем для завистников и недругов. С 1969 года он становится постоянным автором «Юности». В истории останутся великолепная версия «Зорь» Театра на Таганке и горькая символика версии Д.Крымова в спектакле «Горки-9». Ни казёнщины, ни пафоса. Потом придут столь же пронзительные повесть о Брестской крепости «В списках не значился», «Великолепная шестёрка» о погибших голодной смертью военных лошадях, «Вы чьё, старичьё?» о никому не нужных, полуголодных, доживающих своё стариках, которых пригрела, наконец, добрая душа. Выживать в мирное время фронтовикам и тем более фронтовичкам было сложно, не приживались они в мирной почве. И вообще у праведников на Руси – нелёгкая жизнь и мучительный конец. И вот появились «Не стреляйте в белых лебедей», «Самый последний день», «Завтра была война»…

Борис Львович Васильев в последние годы жил уединённо и очень скромно со своей супругой Зорей Альбертовной в Солнечногорске. Он почти не общался с прессой, но напряжённо работал до конца своих дней. Последние его исторические романы о русских князьях («Владимир Мономах» вышел в 2010 году) не имели прежней громкой славы повестей, над которыми люди плакали самыми светлыми слезами, но нельзя без чувства глубокого уважения относиться к этой его работе: семь исторических романов, написанных на склоне лет! Это был писатель старой школы, представитель той писательской «гвардии», последние солдаты и офицеры которой уходят от нас в вечность.

Борис Васильев был награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов и многими медалями. Он был лауреатом премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А.Д.Сахарова «Апрель», Российской академии кинематографических искусств «Ника» – «За Честь и Достоинство». Он состоял в Союзе писателей Москвы и Союзе кинематографистов России, был академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника». Более 30 повестей и романов, созданных Борисом Васильевым, навсегда останутся классикой русской литературы…

Валерий Золотухин (71),  30 марта 2013 г.

Валерий Золотухин           Валерий Золотухин – советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР. Он родился в крестьянской семье в селе Быстрый Исток Алтайского края и с самого детства мечтал стать актёром, даже несмотря на тяжёлый недуг – туберкулёз коленного сустава. Несколько лет он лежал прикованный к койке, но, преодолевая и боль и собственные сомнения, делал всё, чтобы оставить костыли, и уже в десятом классе, на школьном праздничном новогоднем вечере, буквально потряс всех, сплясав «Яблочко».

После школы, оставив родную деревню, Валерий Золотухин впервые в жизни сел на поезд и поехал в Москву поступать в театральный институт. Никто – даже самые близкие люди – не верили в его успех. А он всё же добился своего и поступил в ГИТИС, который с блеском окончил по отделению музыкальной комедии. У Золотухина был прекрасный голос, бесспорный талант комика. А он, опять удивив всех, пошёл работать туда, где начинать ему было явно труднее, – в драматический театр. После года работы в Театре имени Моссовета он перешёл в Театр драмы и комедии на Таганке, которому остался верен все последующие 47 лет.

Среди театральных героев Валерия Золотухина запомнились Ванг-водонос («Добрый человек из Сезуана»), Грушницкий («Герой нашего времени»), Глебов («Дом на набережной»), Трофимов («Вишнёвый сад»), Григорий Отрепьев («Борис Годунов»), Фёдор Кузькин («Живой»), Живаго («Доктор Живаго»), маркиз де Сад («Марат и маркиз де Сад»), Герцог, Дон Гуан и Фауст («Пир во время чумы») и многие другие. В последние годы в своём родном театре он был занят в спектаклях «До и после», «Живаго», «Марат и маркиз Де Сад», «Медея», «Театральный роман», «Шарашка».

Параллельно с работой в театре Валерий Золотухин со второй половины 60-х годов активно снимался в кино. Впервые он появился на экране в роли красноармейца Трофимова в фильме В.Назарова «Пакет» по повести Леонида Пантелеева. Эта роль принесла Золотухину известность, но настоящая популярность пришла позже. Первой большой кинематографической работой актёра стал участковый Снежкин в детективе «Хозяин тайги». Фильм, в котором сыграл замечательный дуэт двух актёров, Золотухина и Высоцкого, собрал 27 млн зрителей. Он стал настолько популярен, что в 1971 году был снят второй фильм цикла – «Пропажа свидетеля», а в 1978-м третий – «Предварительное расследование».

В 1971 году на экраны страны вышла эксцентрическая музыкальная комедия «Бумбараш» по ранним произведениям Аркадия Гайдара. Роль Бумбараша, бывшего солдата царской армии, простого деревенского парня, пытающегося с помощью хитрости и крестьянской смекалки выжить в хаосе Гражданской войны, стала знаковой для Валерия Золотухина. На многие годы для разных поколений он стал в первую очередь ассоциироваться с этим героем.

В 80-90-х годах в фильмографии Золотухина пояыились замечательные картины – «Берега», «Сказ про то, как царь Пётр Арапа женил», «Любовь Яровая», «Смешные люди», «Единственная», «Человек с аккордеоном», «Средь бела дня», «Маленькие трагедии», «Мёртвые души», «Чародеи», «Остров сокровищ», «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Демидовы», «Сын», «Как живёте, караси?» и другие. С наступлением 2000-х годов в кинокарьере актёра появились новые кинообразы – Хали-Гали в телесериале «Участок», Босой в экранизации «Мастера и Маргариты» и даже роль вампира в блокбастерах «Ночной дозор» и «Дневной дозор».

Помимо работы в театре и кино, Валерий Сергеевич занимался озвучиванием ролей, он часто выступал перед зрителями, записывал песни. Он опубликовал несколько книг воспоминаний, в том числе «Дребезги», «Секрет Высоцкого», «На плахе Таганки», «На Исток-речушку, к детству моему», «Таганский тупик. Помню и люблю», «Таганский тупик-2».

С октября 2011 по март 2013 года Валерий Золотухин был художественным руководителем Театра на Таганке. Он также был художественным руководителем Молодёжного Театра Алтая (МТА) в Барнауле, вёл курс молодых актёров в Алтайской Академии Искусств и Культуры. У него остались двое сыновей. Старший, сын от первой жены Нины Шацкой, – священник, отец Дионисий. Младший – Иван родился у Валерия Сергеевича и его третьей жены Ирины Линдт в 2004 году…

Алексей Балабанов (53),  18 мая 2013 г.

Алексей Балабанов           Алексей Балабанов – российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и актёр. Он родился в Свердловске, а переводческий факультет Педагогического института иностранных языков окончил в городе Горький.

В 1981—1983 годах Алексей Балабанов проходил службу офицером-двухгодичником в военно-транспортной авиации Советской армии, летал в страны Африки и Азии. Он был участником войны в Афганистане, а незадолго до окончания срока службы был переведён в Военно-морской флот. После четырёх лет работы ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии Балабанов в 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров в экспериментальной мастерской «Авторское кино».

Свой первый игровой фильм 26-летний Алексей Балабанов снял на Урале в 1985 году, за одну ночь написав сценарий. Малобюджетная картина была снята в ресторане, в фильме была задействована группа «Наутилус Помпилиус», с лидером которой Вячеславом Бутусовым режиссёр был знаком, а в массовке были заняты посетители заведения. После дебюта Балабанов в каждом фильме много и с успехом задействовал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного отражения в художественных образах житейских перипетий своих мрачных персонажей.

С 1990 года Балабанов жил и работал в Санкт-Петербурге. В 1992 году он вместе с продюсером Сергеем Сельяновым учредил кинокомпанию «СТВ», при помощи которой снял большинство своих фильмов. Первые два полнометражных фильма режиссёра «Счастливые дни» и «Замок» отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии, заложенных в литературных источниках.

Всероссийская известность к Алексею Балабанову пришла после выхода в 1997 году фильма «Брат», рассказывающего историю молодого человека, ставшего киллером. Фильм стал одной из определяющих российских кинокартин 1990-х, а исполнитель главной роли Сергей Бодров-младший – героем поколения. В следующем году Балабанов поставил фильм «Про уродов и людей», за который, несмотря на спорность тематики (история о производителях порнографии в Российской империи), Балабанов получил премию «Ника».

В 2000 году Балабанов снял «Брат-2» – сиквел «Брата», действие которого происходит в США. Фильм имел меньший успех, вызвав немало нареканий. Обвинения в неполиткорректности вызвал и фильм «Война», местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны. В середине 2000-х годов Балабанов изменил сложившемуся почерку и снял два «лёгких» фильма: криминальную комедию «Жмурки» и мелодраму «Мне не больно». Но уже следующий брутальный фильм «Груз 200», где автором была натуралистично показана изнанка поздней советской действительности времён афганской войны, страшная и жестокая сторона человеческой натуры, вызвал отказ ряда известных актёров сниматься в картине, а во многих городах России лента была снята с проката.

Всего Алексей Балабанов снял 14 игровых фильмов, не считая любительских и документальных. В его планах был фильм по собственному сценарию о молодости Иосифа Сталина. Последний его фильм «Я тоже хочу» вышел на экраны в 2012 году. В нём рассказывается о мистической колокольне, к которой едут люди в надежде обрести счастье. Режиссёр сыграл самого себя в одном из эпизодов фильма, по ходу которого он умирает. Балабанов говорил, что этим фильмом заканчивает свою творческую жизнь…

Алексей Октябринович Балабанов был удостоен огромного количества наград и кинопремий, среди которых Призы кинофестивалей «Грёзы Парижа», «Дебют», «Литература и кино», «Золотой гвоздь», «Кинофорум», «Послание к Человеку», «Сталкер», «Кинотавр», «Ника», «Золотой Овен»… Он был режиссёром-мизантропом и безжалостным патриотом, талантливо и профессионально провоцирующим аудиторию и ниспровергающим закостеневшие моральные табу…

Пётр Тодоровский (87),  24 мая 2013 г.

Пётр Тодоровский           Пётр Тодоровский – советский и российский кинорежиссёр, кинооператор, сценарист, актёр, композитор, народный артист РСФСР. Он родился в городе Бобринец Кировоградской области Украинской ССР, где и окончил 9 классов средней школы.

В начале Великой Отечественной войны семья Тодоровских была эвакуирована в Сталинград, где Пётр работал с отцом разгрузчиком угля на электростанции. В ноябре 1941 года, из-за наступления немцев, семье вновь пришлось бежать, почти два года он отработал в колхозе Песчаный Мар Новоузенского района Саратовской области. Летом 1943 года Пётр Тодоровский стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища, а с 1944 года он был уже командиром миномётного взвода в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии 1-го Белорусского фронта, дошёл до Эльбы, был ранен и контужен.

После войны Пётр Тодоровский до 1949 года прослужил офицером в военном гарнизоне под Костромой. После демобилизации он работал на заводе стеклотары и одновременно получил аттестат зрелости. В том же 1949 году он поступил и в 1954 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Б.И.Волчека) и дебютировал в качестве оператора на киностудии «Молдова-фильм», где работал оператором хроники для киножурнала «Советская Молдавия». Позже, начиная с 1955 года он около десяти лет проработал оператором на Одесской киностудии.

В кино Пётр Тодоровский начинал как оператор. Многим своим сверстникам-режиссёрам он помог снять «их кино». Например, Марлену Хуциеву «Весну на Заречной улице» и «Два Фёдора». Затем самоучкой пришёл в режиссуру, чтобы снимать «своё кино». И тут в нём открылись многие дарования: драматурга, композитора, а, главное, режиссёра. И сразу определилось его творческое лицо: лиризм, мягкий юмор, смех, оттенённый печалью, мужественный сдержанный драматизм, скромная поэтичность. Он проявил редкое умение работать на стыке жанров и делать человечное, доброе, «про жизнь», по-настоящему зрительское кино. Это могла быть лирическая комедия – «По главной улице с оркестром» или «Любимая женщина механика Гаврилова». Могла быть мелодрама – «Последняя жертва». Могла быть грустная притча – «Фокусник». И всегда это был жанр с поправкой на неповторимую режиссёрскую индивидуальность Петра Тодоровского. Даже авантюрная мелодрама «Интердевочка», первый отечественный фильм о валютной проститутке, вопреки материалу, сохранил милосердие и чистоту авторского взгляда.

В 1965 году состоялся режиссёрский дебют Петра Ефимовича – он поставил военную драму «Верность». Затем Тодоровский снял картины, которые принесли ему всенародную любовь и славу, – «Фокусник», «Городской романс», «В день праздника» и другие. Причём во многих фильмах он был не только режиссёром, но и соавтором сценария, а в 1970 году он дебютировал как актёр, сыграв одну из главных ролей в фильме М.Хуциева «Был месяц май».

Большой зрительский интерес и новый успех режиссёру принесли и его следующие картины – «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман» (номинировавшийся на премию «Оскар»), «По главной улице с оркестром», «Интердевочка», «Анкор, ещё анкор!», «Ретро втроём»… По биографической повести Петра Ефимовича «Вспоминай, не вспоминай» был снят фильм «Курсанты». В новом тысячелетии вышли его фильмы «Жизнь забавами полна», «Созвездие Быка» и «Риорита».

Солнечный образ Петра Тодоровского, его одесское веселье и вечно несерьёзное отношение к себе всегда мешали говорить о нём как о крупном, серьёзном режиссёре, открывателе новых имён и территорий. Это он привёл в кино Зиновия Гердта. Гердт, любимец Арбузова, лучший его студиец, после тяжёлого военного ранения навсегда остался хромым. Он запретил себе играть на сцене, но стал звездой театра Образцова. Его голосом говорили Адам из «Божественной комедии» и знаменитый конферансье Апломбов. Нужны были мягкое упорство Тодоровского и гениальный литературный материал Володина, чтобы Гердт согласился сняться в «Фокуснике» и стал любимым артистом всего Союза. Именно Тодоровский привёл в кино Булата Окуджаву: он поставил его сценарий «Верность». Трижды заворачивали на Одесской студии этот их совместный сценарий: главная претензия была – абстрактный гуманизм. Оба соавтора отказались от переделок.

Он снимал хорошее кино про хороших людей. Безусловно, советских. Но слово «советский» никогда не было для него ругательством. В советском социуме было место всему – в том числе и человечности, и солидарности, и мужеству. Поздний Тодоровский был жёстче, решительней, гротескнее раннего. «Анкор, ещё анкор», начинавшийся вроде бы как лёгкая бытовая комедия, рассказал о том, как гарнизонная тупость и скука возвращают победителей под ярмо. «Какая чудная игра» тоже казалась поначалу прелестной комедией о послевоенном студенчестве, но тем страшнее и неожиданнее выглядел её катастрофический финал. В зрелые годы Тодоровский говорил о том, что считал в жизни главным: как поселяют в людях страх. Кроме страха, всё преодолимо. Сам Тодоровский этого чувства, казалось, не знал вовсе. То ли он отбоялся своё в молодости, то ли его спасала фронтовая закалка.

Особое место в жизни и творчестве Петра Ефимовича всегда занимала музыка, которой он увлекался с детства. Не имея музыкального образования, он написал музыкальные темы и песни ко многим своим фильмам. Для фильма «По главной улице с оркестром» он написал две музыкальные темы и три песни. Он стал автором песни «Городок провинциальный» на стихи Геннадия Шпаликова для фильма «Военно-полевой роман», а позднее написал музыку к фильмам «Интердевочка», «Анкор, ещё анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроём».

Пётр Ефимович Тодоровский был Народным артистом России, заслуженным деятелем искусств Украины, лауреатом Государственной премии РФ, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Среди его многочисленных наград и премий есть Два ордена Отечественной войны I степени и Орден Отечественной войны II степени, Орден «За заслуги перед Отечеством» трёх степеней, Премии «Золотой Овен», «Ника», «Триумф»…

Пётр Тодоровский был дважды женат. Его вторая супруга Мира Григорьевна, с которой он познакомился ещё в Одессе в 1960-х годах, была генеральным директором и продюсером собственной независимой студии «Мирабель», где были сняты несколько фильмов Тодоровского. Их сын Валерий – талантливый режиссёр, сценарист и продюсер – достойно продолжает дело отца…

Владимир Викулов (67),  9 августа 2013 г.

Владимир Викулов           Владимир Викулов – выдающийся советский хоккеист, нападающий команды ЦСКА и сборной СССР, Заслуженный мастер спорта СССР.

В хоккей с шайбой Владимир начал играть в детско-юношеской школе ЦСКА в 1961 году, когда ему едва исполнилось 15 лет, а уже через три года, в 1964-м, по предложению Анатолия Тарасова он был принят в команду мастеров. К тому времени он уже сформировался как достаточно зрелый игрок, демонстрируя отменный пас на любой скорости, внезапный, точный бросок и очень высокое искусство обводки, за что ещё в юношеской команде получил прозвище “слаломист”.

В 1965 году Владимир Викулов был приглашён в сборную СССР по хоккею, за которую выступал до 1977 года. В составе национальной команды он дважды выигрывал Олимпийские игры, стал семикратным чемпионом мира, обладателем серебряной медали чемпионата мира и бронзы Кубка Канады.

В бытность этого прекрасного спортсмена игроком ЦСКА и сборной его часто называли “самым хитрым” нападающим советского хоккея. Ходы и действия Викулова на поле, действительно необычно острые, были всегда совершенно неожиданны для соперника. Владимир был многолетним партнером Анатолия Фирсова, выступал в знаменитой тройке: Викулов - Полупанов - Фирсов.

Среди современников Владимир Викулов слыл едва ли не самым техничным игроком советского хоккея 60-х годов. Звёздным часом его тройки стал чемпионат мира 1967 года, когда Фирсов и Полупанов забросили по 11 шайб, а Викулов – шесть. Блеснуло звено и на Играх в Гренобле, однако в 1969 году у Полупанова и Тарасова произошёл известный конфликт, и Викулову с Фирсовым стали искать новых партнёров. На мировом уровне Владимир Викулов провёл 71 матч, забив 52 гола. Неоднократно он становился лучшим нападающим и лучшим снайпером чемпионатов СССР и крупнейших международных турниров.

В конце карьеры Викулов стал уже дядькой-наставником для нового поколения армейских форвардов, в частности, в его звене с Фирсовым в 70-х годах играл Валерий Харламов, а в защите действовали Александр Рагулин и Геннадий Цыганков. Играл Викулов также в связке с Виктором Жлуктовым и Борисом Александровым.

Помимо многочисленных спортивных наград Владимир Викулов был награждён орденом «Знак Почёта» и медалью «За трудовую доблесть».

Владимир Иванович Викулов:

Чемпион Олимпийских игр Гренобль–1968 и Саппоро–1972.
Чемпион мира 1966–1971 и 1975. Серебряный призёр ЧМ 1972.
Участник Кубка Канады 1976 (4 матча, 4 гола). Участник суперсерии СССР – Канада 1972 года.
Чемпион СССР 1964–1966, 1968, 1970–1973, 1975, 1977–1979. Второй призёр чемпионатов СССР 1967, 1969, 1974, 1976. В чемпионатах СССР Викулов провёл 520 матчей, забросил 283 шайбы.
Обладатель Кубка СССР 1966–1969.
Обладатель хоккейного приза «Три бомбардира»: 1971/1972 (Викулов – Фирсов – Харламов)…
Василий Песков (83),  12 августа 2013 г.

Василий Песков           Василий Песков – советский писатель, журналист, фотограф и путешественник, лауреат Ленинской премии.Он родился в селе Орлово Воронежской области в крестьянской семье. В молодости он был пионервожатым, шофёром, киномехаником. Затем увлёкся фотографией и журналистикой.

Свою журналистскую карьеру Василий Песков начинал как фотограф. Редактор районной воронежской газеты «Молодой коммунар», где трудился Песков, заметил, что молодой сотрудник делает очень художественные подписи к своим фотографиям и предложил написать что-нибудь побольше.

Первым литературным произведением Василия Пескова стала зарисовка «Апрель в лесу». Через несколько лет он отправил свои очерки в «Комсомольскую правду», и в 1956 году его пригласили в газету – одну из самых популярных в СССР. И более 50 лет он вёл там свою авторскую рубрику «Окно в природу». Даже когда газета изменилась до неузнаваемости, очерки Пескова оставались неизменными: "Песков у нас живёт в заповеднике", – шутили его коллеги.

Василий Песков любил и понимал природу, его очерками зачитывались многие поколения читателей. Он много путешествовал и выпустил десятки книг очерков, первая из которых, «Записки фоторепортёра», вышла в 1960 году. А за сборник «Шаги по росе» Песков получил Ленинскую премию.

Cамым, конечно, потрясающим открытием Василия Пескова стала семья таёжных отшельников-староверов Лыковых, которые более 40 лет жили в Хакасии вдали от цивилизации и других людей. Оказалось, что и в родной стране возможны истории увлекательнее всякой робинзонады. Он был в 1980-х годах настоящей звездой, популярнее многих артистов и певцов. И по сей день собрание очерков «Таёжный тупик» не только у нас, но и всём мире пользуется огромным успехом и выдержало уже несколько переизданий. "Мы просто выбрали верную тональность. И люди нам поверили", – скромничал Василий Михайлович.

Рядом с первым космонавтом планеты волею судеб оказался именно Песков, и мы увидели Юрия Гагарина сразу после возвращения из космоса на снимках именно Василия Пескова. Впоследствии он также много писал и о покорении космоса, но главной темой всегда оставалась природа. С 1975 года на протяжении 15 лет Василий Песков был также ведущим телепрограммы «В мире животных», а с 1977 года вёл её по очереди с Николаем Дроздовым. Сам Дроздов отзывался о Пескове как о «своём добром учителе».

В век цифровых технологий Василий Песков снимал на плёнку, всегда сам проявлял черно-белые снимки, печатал их и рисовал макет, а тексты писал карандашом и лично начитывал стенографисткам. Он был отцом экологической журналистики и до конца жизни неравнодушно относился к природе, активно ратуя охрану заповедников. Последний материал Василия Пескова «Воробьи» вышел в «Комсомольской правде» 8 августа 2013 года.

Василия Пескова наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, но никто не помнит, появлялся ли он с этим орденом где-нибудь хоть раз…

Вадим Юсов (84),  23 августа 2013 г.

Вадим Юсов           Вадим Юсов – советский и российский кинооператор и педагог, Народный артист РСФСР, завоевавший всемирную известность своим сотрудничеством с режиссёрами Андреем Тарковским и Сергеем Бондарчуком.

Вадим Иванович Юсов родился в деревне Клавдино Ленинградской области. В 1947-1949 годах он работал на Московском заводе металлоизделий, а после окончания в 1954 году операторского факультета ВГИКа (мастерская Бориса Волчека) работал ассистентом оператора и в 1957 году стал штатным оператором-постановщиком киностудии Мосфильм. Судьбоносной для него была встреча с Андреем Тарковским, дебютный фильм которого «Каток и скрипка» стал в 1960 году первой крупной работой оператора.

Впоследствии Вадим Юсов снял лучшие картины Андрея Тарковского: «Иваново детство», «Андрей Рублёв» и «Солярис». Он был оператором неповторимых фильмов Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Совсем пропащий», «Паспорт». Юсов также стоял за камерой на съёмочной площадке у Сергея Бондарчука в совместной работе над фильмами «Они сражались за Родину», «Красные колокола», «Борис Годунов». С Иваном Дыховичным он снял «Черного монаха», «Прорву» и «Копейку», а всего в его фильмографии было более тридцати кинокартин.

В операторской работе Вадим Юсова отличал академический подход, тщательный выбор натуры, света, композиции кадра, оптических и стабилизационных систем. Он сам являлся изобретателем специфических движений камеры и разнообразных приспособлений для съёмки. По признанию многих режиссёров, Юсов был не только главным учителем всех современных российских операторов, но и вообще лучшим оператором в мире. Все его картины сняты по-разному, все картины сняты блестяще, но даже специалисту трудно увидеть, что это снимал один и тот же человек. Он был невероятно требовательным, и, в первую очередь, к самому себе.

Кафедра кинооператорского мастерства ВГИКа, которой Вадим Юсов заведовал с 1983 года, была для него одной из важнейших частей жизни. Его любили студенты, и он всего себя отдавал своему операторскому факультету. Юсов всегда говорил студентам, что кинематограф – это прежде всего командная работа, и фильм никогда не получится, если нет понимания внутри съёмочной группы. Примечательно, что Вадим Юсов был оператором и документальной ленты, ставшей событием на телевидении, – фильма Олега Дормана «Подстрочник», в котором – вся жизнь известного филолога и переводчика Лилианны Лунгиной, матери режиссёра Павла Лунгина. Простота операторского подхода к этим съёмкам изумительна, кадр выстроен лаконично, свет естественный и прозрачный.

Среди многочисленных наград Вадима Ивановича Юсова – две Государственные премии и одна Ленинская, ордена Почёта и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, приз за лучшую операторскую работу Венецианского кинофестиваля, премия «Золотой орёл» за вклад в мировое киноискусство и три премии «Ника».

Имя Вадима Юсова осталось в титрах картин, ставших абсолютной классикой кино, и на страницах учебников, по которым во всём мире преподают операторское мастерство. Его находки повторяли голливудские операторы, по его работам до сих пор учатся студенты киношкол всего мира. Он так умел снимать фильмы, что в них навсегда влюблялись миллионы зрителей…

Лилия Толмачёва (81),  25 августа 2013 г.

Лилия Толмачёва           Лилия Толмачёва – советская и российская актриса театра и кино, режиссёр, Народная артистка РСФСР.

Лидия Толмачёва (Лилия – сценический псевдоним) родилась в Волгоградской области, в семье педагогов. В её жизни всё началось, как и у многих актёров, с Островского, с «Бесприданницы» в провинциальном школьном театре. Ей повезло с педагогами: она всегда вспоминала ту учительницу литературы, которая уговорила её поступать в театральное училище. Так и вышло, что будущая основательница одного из самых громких советских театров «Современник» отучилась в Школе-студии МХАТ. После пары лет в Саратовском ТЮЗе Лилия Толмачёва возвратилась в Москву, победив в конкурсе на роль Нины в «Маскараде» в театре Моссовета, куда её отобрал Юрий Завадский.

Знакомство с молодыми «атлантами» вновь перевернуло её судьбу, и все они – Ефремов, Волчек, Кваша, Толмачёва, Табаков и другие – кинулись в идею «Современника». Экспериментальный театр молодых, актуальный разговор о сегодняшнем дне, смелость, правда… Ефремов и Толмачёва были близки не только идеалами, они поженились, когда она была студенткой, а он работал в Детском театре. Жили, как вспоминала потом Толмачёва, в одной комнате с родителями Олега, отгородившись шкафом, часто ссорились и довольно быстро «разбежались». А когда она снова вернулась в Москву, он позвал её с собой – в «Современник».

В спектакле, с которого началась история «Современника» – «Вечно живые» по пьесе В.Розова – Лилия Толмачёва сыграла одну из главных ролей – Ирину Бороздину. С первых лет существования театра Толмачёва была одной из ведущих его актрис. Её способность к преображению на сцене была удивительной. На глазах менялись её Тамара в «Пяти вечерах», Надя в «Старшей сестре» А.Володина, Женщина, которую Он любил в «Четвёртом» К.Симонова. Она играла скопидомку Леночку и преуспевающую Агнию Шабину в спектаклях по пьесам Розова «В поисках радости» и «Традиционный сбор». Среди её лучших ролей – Елизавета Александровна в «Обыкновенной истории» Гончарова и Настёна в выдающемся спектакле Галины Волчек «На дне», Трубецкая в «Декабристах» Зорина и Коллонтай в «Большевиках» Шатрова, Милда в «Крутом маршруте» Евгении Гинзбург.

С конца 1970-х Толмачёва вплотную занялась режиссурой, как и ряд других ведущих артистов театра. В 1977 году, по поручению Галины Волчек, она поставила спектакль «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой со Станиславом Садальским в главной роли, в 1978 – «Генриха IV» Луиджи Пиранделло, а в 1980 году, по приглашению Олега Ефремова, – «Всё кончено» Эдварда Олби во МХАТе с Марией Бабановой (спектакль был записан для телевидения).

Лилия Толмачёва снялась в немногих фильмах, среди которых «Жизнь прошла мимо», «Обыкновенная история», «Шумный день», «На дне», «Вечно живые», «Следствие ведут знатоки», «Большевики», «Крутой маршрут». Последние десятилетия она была не так плотно занята в репертуаре театра и играла, в основном, в комедиях: псевдокнягиня Мещерская в «Титуле» А.Галина, Кораблёва в его же «Аккомпаниаторе», миссис Хиггинс («Пигмалион»).

Лидия Михайловна Толмачёва была награждена орденами Дружбы, Почёта и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Красавица с печальными глазами, светлая, вся будто прозрачная – такой знал её театр «Современник» аж с 1956 года. Лирическая героиня, страстная по натуре, интеллигентная и всегда одухотворённая, она сыграла роли, без которых не было бы и самого театра…

Сергей Белов (69),  3 октября 2013 г.

Сергей Белов           Сергей Белов – советский баскетболист, тренер, олимпийский чемпион 1972 года, двукратный чемпион мира (1967 и 1974), один из самых именитых игроков советского и европейского баскетбола XX века, Заслуженный мастер спорта СССР.

Родился Сергей Белов в Томской области, куда во время войны была эвакуирована семья коренных петербуржцев Беловых. Его детство пришлось на непростое послевоенное время, и спортом Сергей интересовался с малых лет: играл в футбол, баскетбол, бегал на лыжах. В юношеские годы подавал серьёзные надежды в лёгкой атлетике, став обладателем юниорского рекорда области по прыжкам в высоту.

Регулярно заниматься в баскетбольной секции Сергей Белов начал с 5-го класса. С 14 лет он стал тренироваться со студентами в командах, которые готовил его школьный тренер Георгий Реш, до 1960 года тренировавший и команду Томского инженерно-строительного института. Белов постоянно участвовал в этих тренировках и позднее вслед за Решем перешёл в команду томского «Политеха», за которую в 10-м и 11-м классах уже выступал в соревнованиях.

Сергей Белов начинал свою взрослую спортивную карьеру в команде «Уралмаш», из которой его пригласили в сборную СССР. В 1967 году Сергей Белов получил сразу два титула – чемпиона мира и Европы. В 1968 году Белов переехал в Москву и вошёл в состав команды ЦСКА, за которую играл на протяжении последующих 12 лет. За этот период Сергей Белов 11 раз завоёвывал титул чемпиона СССР (1969-1974 и 1976—1980), становился серебряным (1975) и бронзовым (1968) призёром первенства страны, а в 1973 году стал обладателем Кубка СССР. В 1971 году ЦСКА выиграл Кубок европейских чемпионов, когда Сергей Белов был уже играющим тренером. В 1969 году он также победил в этом турнире, будучи игроком ЦСКА.

Играя за сборную команду СССР (1967-1980), Сергей Белов также завоевал много титулов: олимпийский чемпион 1972 года, двукратный чемпион мира (1967, 1974), четырёхкратный чемпион Европы (1967, 1969, 1971, 1979), чемпион Универсиады 1970 года. Кроме того, он трижды становился бронзовым призёром Олимпийских игр (1968, 1976, 1980), был серебряным (1978) и бронзовым (1970) призёром чемпионатов мира, дважды завоёвывал серебро (1975, 1977) и один раз бронзу (1973) на первенствах Европы.

В 1993 году Сергей Белов стал президентом Российской федерации баскетбола и работал на этой должности до 1998 года, одновременно будучи и тренером сборной России по баскетболу. На чемпионате мира в Канаде в 1994 году сборная страны под руководством Белова завоевала серебряные медали, проиграв в финале «команде-мечте» из США. На чемпионате Европы в Испании в 1997 году сборная России завоевала 3-е место, на чемпионате мира в Греции в 1998 году — второе, повторив успех четырёхлетней давности.

В 1999 году Сергей Белов перешёл работать главным тренером в «Урал-Грейт» (Пермь), с которым дважды выиграл чемпионат России (2001, 2002), стал двукратным серебряным призёром (2000, 2003) и победил в Североевропейской баскетбольной лиге (2001). Позже он отошёл от тренерской работы и сосредоточился на организационных моментах, возглавив «Урал-Грейт» в качестве президента.

Сергей Белов зажигал огонь на Олимпийских играх 1980 года в Москве. Это был единственный случай в XX веке, когда подобную миссию возложили на баскетболиста.

Белов был не слишком высоким по баскетбольным меркам – 192 сантиметра, но он отличался великолепной скоростью и врожденным «чувством соперника». Сергея часто называли «игроком последних секунд» за его потрясающее умение проводить концовки матча. Все помнят его однофамильца Александра, бросок которого на последних секундах финального матча на Олимпиаде-72 принёс СССР победу над американской сборной, составленной из игроков НБА. Но мало кто знает, что из 51-го очка, которые набрали советские игроки в том матче, 20 на свой счёт записал именно Сергей. Без него не было бы и тех последних секунд, и тех золотых наград…

В начале 90-х Сергея Белова включили в баскетбольный Зал славы. Он стал первым неамериканцем, попавшим в этот почётный список. Также FIBA признала Белова лучшим европейским баскетболистом XX века…

Ольга Аросева (87),  13 октября 2013 г.

Ольга Аросева           Ольга Аросева – советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР.

Она родилась в Москве, но её детство прошло сперва в Париже, затем в Швеции и Чехословакии. Её отец, Александр Аросев, был одним из руководителей Московского революционного восстания в 1917 году, затем работал дипломатом. Мать актрисы ушла из семьи, когда Ольге было пять лет: сбежала из Стокгольма на Сахалин, к любимому мужчине. Впоследствии это спасло её дочерей: когда отец был репрессирован, Ольгу с сестрой не тронули, "отпустив" их к матери. В СССР семья Аросевых вернулась в 1933 году.

В 1935 году состоялась "историческая" встреча девятилетней Ольги Аросевой и её сестры со Сталиным на авиационном параде в Тушино. Вскоре в газете «Комсомольская правда» появилась статья об этой встрече, называвшаяся «Цветы» и начинавшаяся с описания подаренного Сталиным букета. После потери отца в 1938 году юная Ольга не побоялась написать Сталину письмо о том, что не верит в его виновность, и, не получив ответа, решила не вступать в комсомол.

С началом Великой Отечественной войны Ольга Аросева поступила в цирковое училище, а затем – в Московское городское театральное училище. Окончить его она не успела, поскольку в 1946 году была принята в труппу Ленинградского театра комедии под руководством Н.Акимова, который находился в то время на гастролях в Москве. При этом будущая актриса предъявила диплом сестры, уже окончившей театральное училище. В 1950 году, после снятия Акимова с поста главного режиссёра, Аросева покинула Ленинградский театр комедии, вернулась в Москву и перешла в Театр сатиры, где работала до последнего дня своей жизни с небольшим перерывом в три года: в 1969-1971 годах она была актрисой Драматического театра на Малой Бронной.

С уходом из Театра сатиры Татьяны Пельтцер Ольга Аросева стала играть роли возрастных героинь и была активно занята в репертуаре. В это время она сыграла множество ролей, среди которых Королева – «Волшебные кольца Альманзора» Т.Граббе, фрекен Розенблюм – «Пеппи Длинный чулок» А.Линдгрен, «Нам пятьдесят» Гр.Горина и А.Ширвиндта, Марселина – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, Махонина – «Пена» С.Михалкова, Даунорене – «Клеменс» К.Сая, Иванова – «Маленькие комедии большого дома» А.Арканова и Гр.Горина, Хлестова – «Горе от ума» А.Грибоедова, Вера Васильевна – «Гнездо глухаря» В.Розова, Чебоксарова – «Бешеные деньги» А.Островского, Серафима Ильинична – «Самоубийца» Н.Эрдмана, Партнёрша – «Концерт для театра с оркестром» Гр.Горина и А.Ширвиндта, Шарлотта Ивановна – «Вишнёвый сад» А.Чехова, Диана Леонидовна – «Молчи, грусть, молчи» А.Ширвиндта, Одокия – «Рыжая кобыла с колокольчиком» И.Друцэ.

В начале 1990-х годов Ольга Аросева становится первой актрисой труппы Театра сатиры и выступает во многих премьерах: Миссис Бэнкс – «Босиком по парку» Н.Саймона, мадам Розпетл – «Папа, папа, бедный папа!..» А.Копита, Памела Кронки – «Как пришить старушку» Д.Патрика. Она исполнила главные роли в спектаклях «Неаполь – город миллионеров» Э. де Филиппо, «Афинские вечера» П.Гладилина, «Мадлен и Моисей», Екатерина Кондратьевна – «Вышел ангел из тумана» П.Гладилина, «Нам все ещё смешно», Мать – «Ни сантима меньше» А.Николаи и других.

Ольга Аросева всегда была увлекающейся и азартной. Она любила животных, путешествия, преферанс, курила «Marlboro», была не прочь выпить с товарищами после спектакля и большую часть свободного времени проводила на даче. Детей у неё не было. По линии старшей сестры Елены есть племянник Александр, врач в Москве, и внучатая племянница Мария. Среди её друзей всегда были Вера Васильева, Александр Ширвиндт, Роман Виктюк, Ирина Москвина, Владимир Долинский, Фёдор Добронравов, Татьяна Кравченко. Вместе с театральным критиком Верой Максимовой она опубликовала книгу мемуаров «Без грима». Кроме того, актриса издала сборник своих кулинарных рецептов и книгу «Прожившая дважды».

Впервые к званию Заслуженной артистки Ольгу Аросеву представили в 25 лет, а присвоили это звание лишь в 50 лет. Народной артисткой России она стала уже в 60 лет. Формальная причина – отсутствие высшего образования. Кроме того, прилежанием в учёбе Аросева не отличалась. Десятилетку оканчивала экстерном, в цирковом училище прозанималась лишь два года, а из Московской городской театральной школы сбежала в Ленинград после третьего курса. Всю жизнь Ольга Александровна имела, по её признанию, лишь один полноценный документ об образовании – «корочки» с курсов водителей троллейбуса, на которые пошла по настоянию Эльдара Рязанова. На 80-летие вахтанговцы торжественно вручили актрисе второй документ об образовании в её жизни – диплом Щукинского училища.

Ольга Александровна Аросева была кавалером Орденов Почёта и «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, она была лауреатом множества национальных и международных премий…

Александр Серебров (69),  12 ноября 2013 г.

Александр Серебров           Александр Серебров – советский космонавт, совершивший четыре полёта в космос, Герой Советского Союза.

Он родился в Москве, но первые семь классов средней школы закончил в городе Киров. В 1961 году, окончив с серебряной медалью уже московскую среднюю школу №36, он поступил в Московский физико-технический институт, после окончания которого в течение девяти лет занимался научной деятельностью на одной из его кафедр.

Таким образом, в космическую отрасль Александр Серебров пришёл из большой науки. Окончив аспирантуру в самом престижном техническом вузе страны – МФТИ и защитив кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы тепловой защиты пилотируемого космического корабля, входящего в атмосферу Земли после облёта Марса», он поступил на работу в Научно-производственное объединение «Энергия», где участвовал в разработке и испытаниях космических аппаратов.

1 декабря 1978 года Александр Серебров был зачислен в отряд советских космонавтов. Там он прошёл полный курс общекосмической подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз Т» и орбитальной станции «Салют».

Свой первый космический полёт Серебров совершил в августе 1982 года на корабле «Союз Т-7» на станцию «Салют-6» вместе с Леонидом Поповым и Светланой Савицкой. Второй полёт состоялся в апреле 1983 года на «Союз Т-8» вместе с Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым. Тогда стыковку со станцией произвести не удалось.

Третий полёт происходил с сентября 1989 года по февраль 1990 года на «Союзе ТМ-8» на станцию «Мир» вместе с Александром Викторенко. Во время этого полёта Серебров выполнил пять выходов в открытый космос, а также провёл первое испытание отечественной установки для перемещения космонавтов в открытом космосе – так называемого «космического мотоцикла» производства НПО «Звезда», в создании которого он также принимал участие.

Четвёртый полёт он совершил с июля 1993 года по январь 1994 года на «Союзе ТМ-17» на станцию «Мир» вместе с Василием Циблиевым и французом Жан-Пьером Эньере. Во время полёта Серебров вновь выполнил пять выходов в открытый космос. В общей сложности, Александр Серебров провёл на орбите 372 суток и 22 часа, побить его рекорд удалось только лётчику-космонавту Анатолию Соловьёву в 1997 году. В безвоздушном пространстве Серебров проработал почти 32 часа.

Александр Серебров ушёл в отставку в 1995 году, и некоторое время он вёл передачу «Уроки из космоса», целью которой было привлечение молодёжи к космосу.

Александр Александрович Серебров был удостоен множества наград, ему были присвоены звания Герой Советского Союза и Лётчик-космонавт. Он являлся кавалером орденов Ленина, Дружбы народов, Октябрьской Революции, был Почётным гражданином многих городов мира, а также являлся Почётным профессором МФТИ. Он был автором 20 научных трудов и четырёх изобретений…

Юрий Яковлев (85),  30 ноября 2013 г.

Юрий Яковлев           Юрий Яковлев – советский и российский актёр театра и кино, Народный артист СССР. Он родился в Москве, где, в 1937 году, во время массовых арестов, потерял практически всех родственников. С началом Великой Отечественной войны его семья была эвакуирована в Уфу, где 13-летний Юрий работал вместе с матерью в госпитале. В 1943 году Яковлевы вернулись в Москву, будущий актёр учился в вечерней школе, работал помощником механика в гараже.

После окончания в 1952 году Театрального училища имени Б.Щукина Юрий Яковлев поступил в труппу Академического Театра имени Евгения Вахтангова, где и проработал всю дальнейшую жизнь. Одной из первых его работ стала роль Заморского Принца в спектакле «Горя бояться – счастья не видать», после которой о молодом актёре заговорила вся театральная Москва. В том же 1960 году в спектакле «Пьеса без названия» Антона Чехова Яковлев сыграл одну из своих любимых ролей – Трилецкого.

В кино Юрий Яковлев дебютировал в 1956 году в фильме «На подмостках сцены», но настоящая известность к нему пришла в 1958 году после блистательно сыгранной роли князя Мышкина в киноверсии «Идиот» Ивана Пырьева. Сам Юрий Васильевич своей едва ли не лучшей киноролью, «абсолютно точным, стопроцентным попаданием в образ», считал Стиву Облонского в «Анне Карениной» Александра Зархи. Такой же блистательной стала работа актёра в роли Брюханова в дилогии «Любовь земная» и «Судьба», поставленной Евгением Матвеевым по романам Петра Проскурина. Он также снимался и в фильмах Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся» и «Карнавал».

Огромную популярность в стране Яковлеву принесли, конечно же, комедийные роли: Иван Грозный - управдом Иван Бунша в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая и Ипполит в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Эльдара Рязанова. В том же ряду и гайдаевская лента «Кин-дза-дза», в которой Яковлев снялся вместе с Евгением Леоновым и Станиславом Любшиным. Сотрудничество с режиссёром Э.Рязановым было особенно успешным и многолетним: оно началось с давнего фильма «Человек ниоткуда» и "яковлевского" поручика Ржевского в великолепной «Гусарской балладе».

Во многих фильмах Юрий Яковлев читал текст от автора – и те фильмы уже невозможно представить без его неповторимого тембра: «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Избранник судьбы», «Евгения Гранде». Голосом Яковлева говорят персонажи мультфильмов «Муми-тролль и другие», «Приключения Васи Куролесова», «Иван-Царевич и серый волк» и других.

В последние годы актёр не снимался в кино, его заключительной киноролью стал постаревший Ипполит в продолжении «Иронии судьбы», в театре он играл только в спектакле «Пристань». Всего же в родном театре Юрий Яковлев сыграл около 40 ролей. Из его последних ролей – Дудукин в спектакле Петра Фоменко «Без вины виноватые» по Островскому, Петр Николаевич Сорин в «Чайке» Чехова. В кино и на телевидении им было сыграно более 85 ролей, которые принесли ему всенародную любовь. Яковлев является автором книг «Между прошлым и будущим», «Альбом судьбы моей».

Юрий Васильевич Яковлев был лауреатом престижнейших театральных премий – Государственной премии СССР, Государственной премии РФ, Государственной премии РСФСР имени Станиславского, премии «Хрустальная Турандот» и многих-многих других…

Михаил Калашников (94),  23 декабря 2013 г.

Михаил Калашников           Михаил Калашников – легендарный конструктор стрелкового оружия в СССР и России, доктор технических наук, генерал-лейтенант, Герой Российской Федерации, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий.

Михаил Тимофеевич Калашников являлся единственным человеком, удостоенным звания Героя России и дважды звания Героя Социалистического Труда. Он стал знаменитым на весь мир благодаря созданию автомата Калашникова, а родился в селе Курья Алтайского края и был семнадцатым ребёнком в многодетной крестьянской семье, в которой всего родилось восемнадцать, а выжило восемь детей.

С детских лет Михаил Калашников интересовался техникой, с интересом исследуя устройство и принципы работы разных механизмов. В школе увлекался физикой, геометрией и литературой. По окончании седьмого класса с позволения родителей вернулся на Алтай, в Курью, но устроиться на работу не смог. Проучившись там ещё год, решил вернуться к матери и отчиму, где, подправив дату рождения в документах, получил паспорт. Через несколько месяцев, после повторного возвращения в Курью, впервые знакомится с устройством оружия, разобрав собственными руками пистолет браунинг. В 18 лет покинул родное село и переехал в Казахстан, где начал работать учётчиком в депо станции Матай Туркестано-Сибирской железной дороги. Общение с машинистами, токарями, слесарями депо укрепило интерес Михаила к технике, и зародило желание сделать что-нибудь самому.

Осенью 1938 года Калашников был призван в Красную Армию в Киевский Особый военный округ. После курса младших командиров получил специальность механика-водителя танка и служил в 12-й танковой дивизии в Западной Украине. Уже там он проявил свои изобретательские способности – разработал инерционный счётчик выстрелов из танковой пушки, приспособление к пистолету ТТ для повышения эффективности стрельбы через щели в башне танка, счётчик моторесурса танка. Это изобретение было настолько значимым, что Калашников был вызван для доклада о нём к командующему Киевским Особым военным округом генералу армии Георгию Константиновичу Жукову. После беседы с командующим Калашников был направлен в Киевское танковое техническое училище для изготовления опытных образцов, а после завершения испытаний – в Москву для сравнительных испытаний и далее на Ленинградский завод имени Ворошилова, для доработки и запуска изделия в серию.

Великую Отечественную войну Михаил Калашников начал в августе 1941 года командиром танка в звании старшего сержанта, а в октябре под Брянском был тяжело ранен. В госпитале он по-настоящему загорелся идеей создания своего образца автоматического оружия. Начал делать наброски и чертежи, сопоставляя и анализируя собственные впечатления о боях, мнения товарищей по оружию, содержание книг госпитальной библиотеки. По направлению докторов был направлен на долечивание в шестимесячный отпуск. Вернувшись в Матай, с помощью специалистов депо через три месяца создал опытный образец своей первой модели пистолета-пулемёта.

С 1942 года Калашников работал на Центральном научно-исследовательском полигоне стрелкового вооружения (НИПСМВО) Главного Артиллерийского управления РККА. Здесь он в 1944 году создал опытный образец самозарядного карабина, который, хотя и не пошёл в серию, частично послужил прототипом для создания автомата. С 1945 года Михаил Тимофеевич Калашников начал разработку автоматического оружия под промежуточный патрон 7,62 образца 1943 года. Автомат Калашникова победил в конкурсе 1947 года и был принят на вооружение.

В 1948 году по предписанию Главного маршала артиллерии Н.Воронова Михаил Калашников был направлен на Ижевский мотозавод для авторского участия в создании технической документации и организации изготовления первой опытной партии своего автомата «АК». К 20 мая 1949 года задание было выполнено: 1500 автоматов, изготовленных на Мотозаводе, успешно прошли войсковые испытания и были приняты на вооружение Советской Армии. В том же году создатель автомата был удостоен Сталинской премии первой степени и ордена Красной Звезды.

Впоследствии на Ижевском машиностроительном заводе, на базе конструкции АК под личным руководством Калашникова были разработаны десятки опытных образцов автоматического стрелкового оружия, однако сам Калашников из-за частого посещения тира и полигонных стрельб получил нарушение слуха, восстановить который не удалось впоследствии даже с помощью современной медицины.

В 1989 году Михаил Калашников решил встретиться с Юджином Стоунером – создателем главного конкурента АК – автомата M16. В США Калашникова встретили как исключительную знаменитость, даже несмотря на то, что в мире его лицо практически никто не знал. В 1969 году Михаилу Тимофеевичу Калашникову было присвоено воинское звание полковника, в 1994 году воинское звание генерал-майора, а в 1999 году – воинское звание генерал-лейтенанта.

Михаил Тимофеевич Калашников был удостоен огромного количества наград, орденов, медалей, премий и званий, среди которых три Ордена Ленина, Ордена Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, Дружбы народов, Отечественной войны I степени, «За заслуги перед Отечеством» II степени, Святого апостола Андрея Первозванного, Почёта, «За военные заслуги», Святого благоверного великого князя Димитрия Донского, Святителя Николая Чудотворца…

Кого мы потеряли в 2012 году…   ♦   Кого мы потеряли в 2014 году…