Кого мы потеряли в 2020-ом…
  Уходят люди, и уходят, и уходят…
 
Инна Макарова (93),  25 марта 2020 г.

Инна Макарова           Инна Макарова – советская и российская актриса, Народная артистка СССР. Училась во ВГИКе в мастерской Сергея Герасимова; в 1948 году сыграла в картине Герасимова «Молодая гвардия» и за роль Любы Шевцовой она получила Сталинскую премию I степени. Среди её самых известных киноработ – роли в фильмах «Высота», «Дорогой мой человек», «Девчата», «Женитьба Бальзаминова», «Женщины», «Русское поле». В середине 2000-х годов играла в различных телесериалах, в том числе «Звезда эпохи» и «Заколдованный участок».

Юрий Бондарев (96),  29 марта 2020 г.

Юрий Бондарев           Юрий Бондарев – русский советский писатель и сценарист, член Союза писателей СССР, общественный деятель, занимал различные должности в правлении Союза писателей СССР и России, входил в состав редколлегий многих литературных журналов, возглавлял различные общественные организации. Участник Великой Отечественной войны, капитан, командир батареи. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, двух Государственных премий СССР и Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.Жукова в области литературы и искусства. Почётный гражданин города-героя Волгограда.

Леонид Зорин (95),  31 марта 2020 г.

Леонид Зорин           Леонид Зорин (Леонид Генрихович Зальцман) – советский русский писатель, поэт, переводчик, драматург и сценарист. Автор десятков пьес, среди которых «По московскому времени», «Друзья и годы», «Энциклопедисты», «Декабристы», «Варшавская мелодия», «Покровские ворота», «Царская охота», «Карнавал». С конца 1970-х годов им были написаны романы «Старая рукопись», «Странник», «Злоба дня», повесть «Главная тема». Он принимал участие в работе над сценариями нескольких фильмов, среди них «Человек ниоткуда» Эльдара Рязанова, «Царская охота» Виталия Мельникова, «Добряки» Карена Шахназарова. Один из самых популярных в СССР и России фильмов по его, фактически автобиографичной (в образе Костика Зорин вывел самого себя) пьесе – «Покровские ворота».

Александр Кабаков (76),  18 апреля 2020 г.

Александр Кабаков           Александр Кабаков – русский писатель, автор психологической прозы, сценарист, публицист и обозреватель, журналист, колумнист. Работал в газетах «Гудок», «Московские новости», где был заместителем главного редактора и ответственным секретарём. Тогда же повесть-антиутопия «Невозвращенец» принесла ему популярность. Был заведующим отделом в издательском доме «Коммерсант», обозревателем «Столичной вечерней газеты» и заместителем главного редактора журнала «Новый очевидец». В последние годы жизни работал главным редактором журнала «Саквояж СВ». По произведениям Кабакова были сняты фильмы «Десять лет без права переписки» и «Невозвращенец». В 2011 году Кабаков в соавторстве с Евгением Поповым издал книгу воспоминаний «Аксёнов», в которой авторов крайне волновал вопрос «писательской судьбы», относящийся к хитросплетениям биографии, рождению большой Личности, сверхзадачей книги авторы считали противостояние искажению фактов в угоду той или иной конъюнктуре.

Евгений Микрин (64),  5 мая 2020 г.

Евгений Микрин           Евгений Микрин – советский и российский учёный в области механики и процессов управления космическими аппаратами, первый заместитель генерального директора, генеральный конструктор по пилотируемым космическим системам и комплексам Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П.Королёва, Академик РАН, Член Президиума РАН. В должности генконструктора пилотируемых программ он руководил всеми перспективными тематиками в области пилотируемой космонавтики, отвечал за управление, стыковку и запуск, а фактически – за связь фундаментальной науки с практическим космосом.

Михаил Кокшенов (83),  4 июня 2020 г.

Михаил Кокшенов           Михаил Кокшенов – советский и российский актёр, кинорежиссёр и сценарист, Народный артист России. Снялся более чем в 100 фильмах, наиболее известны его роли в фильмах «Женя, Женечка и „катюша“» (жадный солдат Захар), «Даурия» (Федот Муратов, друг Романа Улыбина), «Не может быть!» (амбал, любовник жены Анатолия), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (Сергунька Ртищев, брат невесты Арапа), «Маленькие трагедии» (Иван, слуга Альбера), «Дачная поездка сержанта Цыбули» (полицай Гергало), «Спортлото-82» (жуликоватый торгаш Стёпа), «Самая обаятельная и привлекательная» (Лёша Пряхин), «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (мафиозо Кравчук), «Ширли-мырли» (негр). С начала 1990-х годов выступал в качестве режиссёра и снял более десятка фильмов («коммерческих» комедий на современном материале), так называемое кооперативное кино, в которых также играл сам («Русский бизнес», «Русское чудо» и другие).

Анатолий Трушкин (78),  9 июня 2020 г.

Анатолий Трушкин           Анатолий Трушкин – советский и российский писатель-сатирик, сценарист и телеведущий. Окончил Московский авиационно-технологический институт и Литературный институт. После МАТИ несколько лет работал инженером на оборонном предприятии. В 1971–1978 годах – редактор и сценарист Центрального телевидения, автор сценариев более 20 телеспектаклей. Его юмористические произведения читали с эстрады Михаил Евдокимов, Роман Карцев, Ефим Шифрин, Ян Арлазоров, Клара Новикова, Владимир Винокур. Писал юмористические рассказы для детей и юношества, три из которых вошли в киножурнал Ералаш. Также писал сценарии для игровых сюжетов киножурнала «Фитиль». В последнее время многие свои произведения он читал сам. Был дважды удостоен премии «Золотой телёнок» «Литературной газеты» («Клуба 12 стульев»).

Сергей Хрущёв (84),  18 июня 2020 г.

Сергей Хрущёв           Сергей Хрущёв – советский, российский и американский учёный, публицист, доктор технических наук, профессор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Премии Совета Министров СССР, кавалер Ордена Ленина, член ряда международных академий. Сын бывшего Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва. В 1958–1968 годах работал в ОКБ Челомея заместителем начальника отдела, разрабатывал проекты крылатых и баллистических ракет, участвовал в создании систем приземления космических кораблей, ракеты-носителя «Протон». Впоследствии работал заместителем директора института электронных управляющих машин (ИНЭУМ), заместителем генерального директора НПО «Электронмаш». В конце 80-х решил уйти из инженерии в политологию. В 1991 году был приглашён в Университет Брауна (США) для чтения лекций по истории Холодной войны, на которой специализировался. Работал профессором Института международных исследований Томаса Уотсона Университета Брауна.

Виктор Проскурин (68),  30 июня 2020 г.

Виктор Проскурин           Виктор Проскурин – советский и российский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР. Стал широко известен массовому теле- и кинозрителю после исполнения ролей Гены Ляпишева в телефильме «Большая перемена» и капитана погранвойск КГБ СССР Блинова в кинофильме «Выйти замуж за капитана». Среди запомнившихся его киноперсонажей – Герман из «Пиковой дамы», Вожеватов из «Жестокого романса» (экранизация «Бесприданницы» А.Н.Островского), Новиков из «Военно-полевого романа», а также И.В.Сталин, которого актёр сыграл в фильме по повести Б.Пильняка «Повесть непогашенной луны».

Валентина Легкоступова (54),  14 августа 2020 г.

Валентина Легкоступова           Валентина Легкоступова – советская и российская эстрадная певица, Заслуженная артистка Российской Федерации. Лауреат 1-го Всесоюзного конкурса молодых исполнителей в Юрмале, где выступала с песнями «Берег счастья» и «Я всё равно надеюсь», тогда же начала сотрудничать с композитором Раймондом Паулсом («Двое», «В белых клавишах берёз» и другие песни), с 1986 по 1992 год работала в Тульской областной филармонии. В 1987 году участвовала в фестивале молодёжи в Чехословакии и Польше (Зелёна-Гура) и записала самую популярную свою песню «Ягода-малина», вошедшую в финал фестиваля «Песня года» и впервые показанную на Центральном телевидении в новогоднем «Голубом огоньке» 1 января 1987 года.

Николай Губенко (78),  16 августа 2020 г.

Николай Губенко           Николай Губенко – советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр и сценарист, государственный и политический деятель, Народный артист РСФСР. С 1960-х годов играл в Театре на Таганке, в 1980-х стал главным режиссёром театра. В 1993 году основал театр «Содружество актёров Таганки», куда перешла часть коллектива Театра на Таганке. Последний министр культуры СССР (с 1989 по 1991 год), в 2005 году стал депутатом Мосгордумы от КПРФ.

Владимир Андреев (90),  29 августа 2020 г.

Владимир Андреев           Владимир Андреев – советский и российский актёр, театральный режиссёр, сценарист и педагог, Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». После завершения учёбы в ГИТИСе поступил в труппу Театра имени Ермоловой; среди его актёрских работ наиболее заметными стали Сергей Киричёв в спектакле «Гости» Леонида Зорина, Алексей в «В добрый час!» Виктора Розова, Голубков в «Беге» Михаила Булгакова. С самых первых шагов он начал заниматься и театральной педагогикой, вёл ассистентскую работу на курсе Гончарова, преподавал в ГИТИСе. Широкому зрителю Андреев запомнился участием в таких фильмах, как «Ночной патруль», «Жестокость», «Сказка о царе Салтане», «Джамайка», «Ультиматум». В 1970 году он стал главным режиссёром Театра имени М.Н.Ермоловой, а в 1990 – его художественным руководителем. С 2012 года он оставался Президентом этого театра.

Ирина Печерникова (74),  1 сентября 2020 г.

Ирина Печерникова           Ирина Печерникова – советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР. Уже на втором курсе Школы-студии МХАТ она была приглашена в спектакль «Зима тревоги нашей». В 1966 году, по окончании Школы-студии, стала работать в Московском театре им. Ленинского комсомола, с 1968 года – в Академическом театре им. Вл.Маяковского, а в 1978–1990 годах играла в Академическом Малом театре. В кино дебютировала в роли донны Анны в фильме-опере 1967 года «Каменный гость». Много снималась во второй половине 1960-х и в 1970-е годы с такими актёрами, как Вячеслав Тихонов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Даль, Владимир Высоцкий. Самой известной её киноработой стала роль учительницы английского языка в фильме Станислава Ростоцкого 1968 года «Доживём до понедельника». Также она снялась в картинах «Щит и меч», «Любовь к трём апельсинам», «Города и годы», «Два капитана», «34-й скорый» и других. В 90-е ушла из профессии по личным обстоятельствам, однако через 20 лет нашла в себе силы возобновить карьеру. Последняя её киноработа в актёрском дуэте с Вениамином Смеховым – в фильме Юлии Колесник «Земля Эльзы».

Борис Клюев (76),  1 сентября 2020 г.

Борис Клюев           Борис Клюев – советский и российский актёр театра и кино, театральный педагог, профессор, Народный артист Российской Федерации. Один из ведущих актёров Государственного академического Малого театра, художественный руководитель двух курсов ВТУ (института) имени М.С.Щепкина, заведующий кафедрой актёрского мастерства, член Правления Гильдии актёров кино России. Уже на четвёртом курсе театрального училища имени он стал подрабатывать в массовках спектаклей Малого театра и после окончания училища получил приглашение в этот театр. За годы работы в Малом театре он сыграл более семидесяти ролей. Среди постановок с его участием – «Гроза», «Без вины виноватые», «Горе от ума», «Сирано де Бержерак», «Преступная мать, или Второй Тартюф», «Король Лир», «Горячее сердце», «Царь Иоанн Грозный», «Делец», «Корсиканка», «Волки и овцы», «Последняя жертва» и многие другие. Известность как киноактёру ему принесла роль графа Рошфора в музыкальной телеэпопее режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетёра». В начале 1980-х он снялся в ряде фильмов из серии «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», а популярность к нему пришла с фильмом «ТАСС уполномочен заявить…», где роль шпиона Трианона он сыграл так мастерски, с таким «злодейским» обаянием, что цензоры решили её существенно урезать. С начала 1990-х годов он снимался в телесериалах, самой известной ролью 2010-х годов стал его Николай Петрович Воронин в ситкоме «Воронины».

Сергей Колтаков (64),  7 сентября 2020 г.

Сергей Колтаков           Сергей Колтаков – советский и российский актёр; окончил актёрский факультет ГИТИСа, был принят в Театр имени Маяковского, где играл вместе с Татьяной Дорониной, Арменом Джигарханяном, Владимиром Самойловым. Он считал, что состоялся в профессии благодаря работе именно в этом театре. Также работал в «Ленкоме», Театре имени Станиславского, у Олега Ефремова в МХАТ имени Чехова, но театру всегда предпочитал кино. Дебютным фильмом была «Валентина» Глеба Панфилова в 1981 году, а в 1983-м он сыграл одного из главных героев – раскаявшегося уголовника Анатолия – в драме Инны Туманян «Соучастники». Прорывным для Колтакова стал фильм Владимира Хотиненко «Зеркало для героя», в котором он также сыграл главную роль. В 1988-м он сыграл главного героя в советской картине по мотивам повести Марка Твена «Новые приключения янки при дворе короля Артура», позже он исполнил роль Бени Крика в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Искусство жить в Одессе». После распада СССР Колтакову редко доставались главные роли, но он снимался достаточно часто: в «Летних людях» Сергея Урсуляка, в двух частях криминальной комедии «Мама, не горюй», в «Детях Арбата». В последние годы он активно снимался в различных сериалах: в «Обратной стороне Луны», «Уходящей натуре», «Операции „Сатана“». В «Операции...» он кроме своей роли (один из конструкторов ракет) озвучил Брежнева, в «Светлане» (сериале о дочери Сталина) сыграл самого Сталина, а в «Пьяной фирме» Константинопольского – Бориса Ельцина. В историческом проекте «Екатерина» Колтаков играл Никиту Панина, придворного императрицы Екатерины Великой и воспитателя будущего императора Павла. А в историческом блокбастере «Союз спасения» ему досталась роль графа Мордвинова. Также среди его работ стоит отметить роли в фильмах «Жизнь Клима Самгина», «Армавир», «Ленинград», «ПираМММида», «Дирижёр». За исполнение роли Свидригайлова в спектакле «Сны Родиона Романовича» он был номинирован на театральную премию «Чайка».

Юрий Орлов (96),  27 сентября 2020 г.

Юрий Орлов           Юрий Орлов – советский физик и правозащитник, участник диссидентского движения. Основатель и первый руководитель Московской Хельсинкской группы (МХГ) с 1976 года. Участник Великой Отечественной войны, лейтенант, с боями дошёл до Праги, награждён Орденом Отечественной войны второй степени.

Окончил физико-технический факультет МГУ (с 1951 года – МФТИ), работал в Теплотехнической лаборатории АН СССР (позднее – Институт теоретической и экспериментальной физики, ИТЭФ). На партийном собрании, посвящённом обсуждению доклада Хрущёва на XX съезде КПСС, выступил с заявлением, в котором назвал И.Сталина и Л.Берию «убийцами, стоявшими у власти». Вскоре был исключён из КПСС за социал-демократизм, уволен из института и следующие 16 лет жил в Ереване, где стал сотрудником Ереванского физического института, доктором физико-математических наук, а с 1968 года – Членом-корреспондентом Академии наук Армянской ССР.

В 1976 году он был арестован и за правозащитную деятельность приговорен к 7 годам заключения и 5 годам ссылки. В 1986 году он был лишён советского гражданства и принудительно выслан из СССР в обмен на арестованного в США советского разведчика. Продолжил научную деятельность в Фермилабе и ЦЕРНе и впоследствии стал профессором по физике и государству Корнеллского университета. В 1990 году Михаил Горбачёв восстановил советское гражданство Орлову и ещё 23 видным эмигрантам.

Ирина Скобцева (93),  20 октября 2020 г.

Ирина Скобцева           Ирина Скобцева – советская и российская актриса, театральный педагог, Народная артистка РСФСР. После средней школы она поступила на искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ, в годы учёбы играла в студенческом театре. По окончании университета поступила в Школу-студию МХАТ. В кино дебютировала в 1955 году в фильме Сергея Юткевича «Отелло» в роли Дездемоны. В 1956 году фильм участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и был удостоен приза за лучшую режиссуру, а сама Скобцева – звания «Мисс шарм Каннского кинофестиваля». В 2018 году актриса была также удостоена Почётного приза на фестивале Кинотавр – «За трепетность таланта и чарующую женственность». За всё время она снялась в более чем 80 фильмах и телесериалах. С 1956 года состояла в труппе Театра-студии киноактёра. Со своим будущим мужем, Сергеем Бондарчуком, Ирина Константиновна познакомилась, будучи ещё студенткой Школы-студии МХАТ. В 1959 году они поженились. С 1970 года вместе с Бондарчуком она вела актёрскую мастерскую во ВГИКе, доцент. Ушла в тот же день, что и Сергей Бондарчук, пережив его на 26 лет…

Александр Ведерников (56),  30 октября 2020 г.

Александр Ведерников           Александр Ведерников – советский и российский дирижёр, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Сын солиста Большого театра Александра Ведерникова и пианистки, органистки, профессора Московской консерватории Наталии Гуреевой, в 1988 году он окончил Московскую консерваторию по специальности оперно-симфоническое дирижирование. С 1988 по 1991 год – дирижёр Московского государственного академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

В 1990-е годы в театрах Милана, Турина и Рима дирижировал балетными спектаклями («Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» Чайковского, «Ромео и Джульетта» Прокофьева). В сезоне 1996–1997 дебютировал в Ковент-Гардене в балетных спектаклях «Золушка» Прокофьева и «Лебединое озеро» Чайковского. Дирижировал оперными спектаклями в Париже (Grand Opera), Берлине (Deutsche Oper, Komische Oper), Стокгольме, Копенгагене, Хельсинки, Гамбурге, Штутгарте, Цюрихе и др. В 2013 году дебютировал в Metropolitan Opera. Выступал с известными российскими оркестрами и оркестрами всего мира. В 1995–2004 годах был художественным руководителем и главным дирижёром основанного им симфонического оркестра «Русская филармония».

С 27 июня 2001 года по 17 июля 2009 года – главный дирижёр и музыкальный руководитель Большого театра. Осуществил постановки опер «Хованщина», «Адриенна Лекуврер», «Руслан и Людмила», «Турандот», «Летучий голландец», «Огненный ангел», «Дети Розенталя», «Война и мир», «Евгений Онегин», «Фальстаф», «Борис Годунов» (в авторской редакции), «Сказание о граде Китеже». Ушёл с этого поста из-за разногласий с руководством театра. С 2009 по 2018 год был главным дирижёром Симфонического оркестра Оденсе (Дания), с сентября 2018 года возглавлял Датскую Королевскую оперу. В 2019 году был назначен главным дирижёром и музыкальным руководителем Михайловского театра в Санкт-Петербурге…

Михаил Жванецкий (86),  6 ноября 2020 г.

Михаил Жванецкий           Михаил Жванецкий – русский писатель-сатирик и исполнитель собственных литературных произведений, киносценарист, телеведущий, актёр; Народный артист Украины, Народный артист Российской Федерации.

Михаил Жванецкий – символ одесского юмора и летописец парадоксов советского быта. Его ценили за умный, интеллигентный и поэтический юмор, который не столько смешил, сколько дарил афоризмы на все случаи жизни – от неурядиц на работе и в семье до конфликтов с государством и временем. За полвека на сцене остроумный философ с потёртым портфелем успел побыть самым смелым сатириком эпохи застоя и дипломатичным «дежурным по стране» в 2000-х.

Из современных ему «сатиры и юмора» Жванецкий единственный был литературой. Эта школа на нём и закончилась, прожив ровно сто лет – от первых «Одесских рассказов» Бабеля. Бабелевский сказ, одесский сдвиг русского языка Жванецкий усилил интонацией авторского чтения. Тут он оказался вполне конкурентом даже лучшим исполнителям себя. Массовое признание Жванецкого не было мгновенным – лет через десять после начала сольной карьеры, конец 1970-х. По технологии Высоцкого – записи и перезаписи на магнитофонах. При таком качестве текстов амортизировались они медленно, люди переслушивали по много раз и повторяли потом как афоризм не только репризу, но и манеру.

В 1969 году в Ленинграде Аркадий Райкин поставил программу «Светофор», в которой впервые прозвучали миниатюры Жванецкого «Авас», «Дефицит», «Век техники». Но вскоре в том же году вместе с Романом Карцевым и Виктором Ильченко он ушёл от Райкина, создав свой Одесский театр миниатюр, который выпустил три программы: «Как пройти на Дерибасовскую», «Встретились и разбежались», «Искренне ваш». В 1970 году Карцев и Ильченко стали лауреатами четвёртого Всесоюзного конкурса артистов эстрады с миниатюрами Жванецкого: позднее он написал для них более трёхсот миниатюр и монологов.

Михаил Жванецкий выступал и сам в Одесской филармонии, а с 1979 года – в Московском театре «Эрмитаж», где приобрёл огромную популярность. В 1988 году он стал художественным руководителем Московского театра миниатюр, а в ночь с 6 ноября на 7 ноября 1990 года открыл Всемирный клуб одесситов с девизом: «Одесситы всех стран, соединяйтесь!». Являлся художественным руководителем созданного им Московского театра миниатюр в структуре Москонцерта. С декабря 2000 по июль 2001 года в паре с поэтом Вадимом Жуком принимал участие в программе «Простые вещи». С апреля 2002 по декабрь 2019 года являлся постоянным ведущим ежемесячной телепередачи «Дежурный по стране»…

Армен Джигарханян (85),  14 ноября 2020 г.

Армен Джигарханян           Армен Джигарханян – советский, российский и армянский актёр, театральный режиссёр и педагог; народный артист СССР, лауреат двух Государственных премий Армянской ССР.

Он дебютировал в кино в фильме «Обвал» в 1960 году, а известность ему принесла одна из лучших его киноролей – молодой учёный-физик Артём Манвелян из картины «Здравствуй, это я!». Далее последовали его новые работы, демонстрирующие широту актёрского диапазона, психологическую достоверность и мастерство перевоплощения: кузнец Уста Мукуч в «Треугольнике», Левон Погосян в драме «Когда наступает сентябрь», штабс-капитан Овечкин в популярнейших «Новых приключениях неуловимых», чекист Артузов в телевизионной ленте «Операция „Трест“», левый эсер Прошьян в исторической картине «Шестое июля», Михаил Стышной в «Журавушке». Запомнился зрителям и горбатый главарь банды «Чёрная кошка» Карп из телефильма «Место встречи изменить нельзя». Свой прорыв к международной звезде он совершил в 1981 году в телефильме «Тегеран-43». На счету актёра разноплановые роли в фильмах лучших советских и российских режиссёров, в лентах различных жанров, в комедийных и приключенческих картинах, в драмах и музыкальных фильмах. Он много работал на дубляже, озвучивал мультфильмы.

В 1967 году Анатолий Эфрос пригласил актёра в Московский театр имени Ленинского комсомола, но вскоре был отстранён от руководства и ушёл работать вторым режиссёром в Театр на Малой Бронной, взяв с собой десять актёров-единомышленников; Джигарханян в их число не входил и продолжил играть в «Ленкоме», а в 1969 году по приглашению Андрея Гончарова перешёл в Московский театр имени Владимира Маяковского, где вскоре стал ведущим актёром. Он, в частности, играл роли Левинсона в спектакле «Разгром» в постановке Марка Захарова, Стенли Ковальского в «Трамвае „Желание“» и Большого Па в «Кошке на раскалённой крыше» Теннесси Уильямса, Сократа в «Беседах с Сократом» Эдварда Радзинского, генерала Хлудова в «Беге» и других. Покинул театр в сентябре 1996 года, но продолжал выступать на сцене в спектаклях других театров.

С 1989 по 1997 годы преподавал актёрское мастерство во ВГИКе, являлся профессором. В 1996 году со своим курсом основал Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна, став его художественным руководителем, а с 2005 года – директором. Театр Джигарханяна (Театр «Д») сразу занял особое место в ряду небольших театров Москвы. На сцене своего театра он сыграл яркие роли в спектаклях «Возвращение домой» и «Последняя лента Крэппа». Помимо этого был занят в антрепризных спектаклях. Играл на сцене «Ленкома»: Генерал в спектакле «Варвар и еретик» по роману «Игрок» и главный герой пьесы «Филумена Мартурано» – в спектакле «Город миллионеров».

Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Роман Виктюк (84),  17 ноября 2020 г.

Роман Виктюк           Роман Виктюк – советский, российский и украинский театральный режиссёр, педагог, Народный артист Украины, Народный артист России.

По окончании в 1956 году актёрского факультета ГИТИСа он работал в театрах Львова, Киева, Калинина и Вильнюса. В Русском драматическом театре Литовской ССР (ныне Русский драматический театр Литвы) был ведущим режиссёром в 1970–1974 годах. Поставил пьесу П.Шеффера «Чёрная комната», романтическую драму Юлиуша Словацкого «Мария Стюарт», «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Любовь – книга золотая» А.Толстого, «Дело передаётся в суд» А.Чхаидзе, «Принцесса и дровосек» Г.Волчек и М.Микаэлян, «С любимыми не расставайтесь» А.Володина, «Встречи и расставания» А.Вампилова, «Продавец дождя» Р.Нэша. Позднее приглашался в Вильнюс для постановок в Русском драматическом театре «Уроков музыки» Л.Петрушевской и «Мастера и Маргариты» по М.Булгакову.

Начиная с середины 1970-х, режиссёр ставит спектакли в столичных театрах, среди которых «Царская охота» в Театре имени Моссовета, «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза» во МХАТе, «Утиная охота» А.Вампилова и «Уроки музыки» Л.Петрушевской в Студенческом театре МГУ (был запрещён).

В 1988 году на сцене театра «Сатирикон» Роман Виктюк поставил свой самый известный спектакль – «Служанки», по пьесе Ж.Жене. Благодаря разработке особой актёрской пластики Валентином Гнеушевым, хореографии Аллой Сигаловой, подбору музыки Асафом Фараджевым, костюмам Аллы Коженковой, гриму Льва Новикова, – в сочетании с актёрской игрой Константина Райкина (Соланж), Николая Добрынина (Клер), Александра Зуева (Мадам) и Сергея Зарубина (Мсьё), – Виктюку удалось создать спектакль, который был показан во многих странах мира, собрал множественные отзывы прессы, а самого режиссёра сделал узнаваемым и известным театральным деятелем.

Спектаклем «М. Баттерфляй» по пьесе Д.Хуана открылся Театр Романа Виктюка, объединивший артистов из разных театров. Роман Виктюк также является основателем (вместе с Игорем Подольчаком и Игорем Дюричем) Фондa Мазоха. С 2001 по 2006 год работал на телеканале ТВЦ: был ведущим ночной разговорной программы «Поэтический театр Романа Виктюка» и ток-шоу «Человек из ящика». Покинул телеканал после прихода команды Александра Пономарёва. В 2014 году – член жюри шоу «Театр эстрады» на «Первом канале».

В интервью Би-би-си 2006 года Роман Виктюк заявил, что даже в период тоталитаризма никогда не ставил спектаклей, которые бы «обслуживали систему». Он также положительно оценил Оранжевую революцию, назвав её «духовной вспышкой» и отметил, что был поражён светом и аурой людей, вышедших на улицы. В 2012 году режиссёр подписал открытое письмо с призывом к освобождению участниц группы «Pussy Riot» и даже выразил готовность поручиться за девушек. Комментируя в 2014 году ситуацию в Донбассе, Виктюк призвал местных жителей выключить телевизоры, чтобы в тишине разобраться в происходящем, а также рекомендовал тем, кто не считает себя гражданином Украины, оставить страну в покое…

Ирина Антонова (98),  30 ноября 2020 г.

Ирина Антонова           Ирина Антонова – советский и российский искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения. Директор (1961—2013) и Президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Доктор искусствоведения, действительный член Российской академии образования и Российской академии художеств; Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат двух Государственных премий России; ветеран Великой Отечественной войны, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

В 1940 году она поступила на искусствоведческое отделение Института философии, литературы и истории. С 1941 года, после объединения ИФЛИ с МГУ, стала студенткой филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. В начале Великой Отечественной войны окончила курсы медицинских сестёр, с весны 1942 года в звании младшего сержанта медицинской службы работала в госпитале на Красной Пресне. В 1945 году ей было присвоено звание майора с целью командировки в Германию для вывоза культурных ценностей по репарации. Но командировка не состоялась. Было решено отправить более опытного специалиста, а Антонова принимала и описывала ценности уже в Москве. В 1945 году она окончила МГУ и поступила на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (ГМИИ). Областью её научных исследований в аспирантуре при музее было искусство Италии эпохи Возрождения.

С февраля 1961 года Ирина Антонова – директор ГМИИ. В этом качестве она выступала инициатором и организатором крупнейших международных выставок, в том числе «Москва – Париж», «Москва – Берлин», «Россия – Италия», «Модильяни», «Тёрнер», «Пикассо» и многих других. В 1981 году вместе с пианистом Святославом Рихтером основала фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера», ежегодно проводящийся в музее. В 1998 году фестивалю было присвоено имя Рихтера. Автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет она вела преподавательскую работу на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ, в Институте восточных языков в Париже.

Александр Самойлов (68),  9 декабря 2020 г.

Александр Самойлов           Александр Самойлов – советский и российский актёр театра и кино, Заслуженный артист Российской Федерации; сын Народного артиста СССР Владимира Яковлевича Самойлова и актрисы Надежды Фёдоровны Самойловой.

Александр пошёл по стопам родителей: окончив в 1977 году ГИТИС, курс А.А.Гончарова, он был принят в труппу театра имени Маяковского. Затем служил в Московском областном театре драмы, Московском областном театре имени А.Н.Островского. За годы творчества сложилось амплуа мужественного, статного героя, цельной, широкой, прямой натуры. Этот образ наполнялся и аристократизмом, и трагизмом, и юмором. Среди ролей Самойлова – отец Захарий («Жизнь Клима Самгина» М.Горького), Граф Эссекс («Елизавета Английская» Ф.Брукнера), Миловзоров («Без вины виноватые» А.Островского), Берлиоз («Мастер и Маргарита» М.Булгакова).

В 1994 году Александр Самойлов поступил во МХАТ имени М.Горького. Зрителям запомнился его капитан Тальберг из «Белой Гвардии», Виктор Кораблёв из «Контрольного выстрела», громогласный Счастливцев из «Леса», отчаянный Барон из горьковского «На дне», маршал Ней – из «Наполеона в Кремле» В.Малягина, Каифа из булгаковского «Мастера и Маргариты» и многие другие. В последние годы Самойлов великолепно играл Николая Петровича Кирсанова в спектакле «Отцы и дети» по роману И.С.Тургенева.

Самойлов снялся более чем в 40 фильмах и сериалах. Он был более востребован в социальной драме – играл военнослужащих, следователей и воров, а также учёных и простых работяг. Наиболее известные проекты, в которых он участвовал, – сериалы «Две судьбы», «След» и «Глухарь». В последние месяцы Самойлов готовился к двум мхатовским премьерам. Так, в спектакле «Лавр» по роману Евгения Водолазкина он должен был играть юродивого Карпа и архиепископа Иону, а в чеховском «Вишнёвом саде» – Фирса…

Валентин Гафт (85),  12 декабря 2020 г.

Валентин Гафт           Валентин Гафт – советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, поэт и писатель, Народный артист России.

В школе он начал участвовать в самодеятельности, играл в школьных спектаклях. Поступать в театральное училище решил тайком и подал документы сразу в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ. Случайно, за два дня до экзаменов, встретил на улице знаменитого актёра Сергея Столярова и попросил «прослушать» его. Столяров удивился, но не отказал и даже помог советами. В Щукинском училище Валентин Гафт прошёл первый тур, но не прошёл второй. Однако в школу-студию МХАТ он поступил с первой попытки, сдав экзамен на «отлично».

В 1957 году, окончив Школу-студию МХАТ (мастерская В.Топоркова), дебютировал на сцене Театра имени Моссовета. Через некоторое время перешёл в Московский драматический театр (ныне Театр на Малой Бронной). Настоящие работы начали получаться только у А.Эфроса в Театре имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком»). В 1969 году он поступил в труппу «Современника», список сыгранных им здесь ролей огромен. Он сыграл Петра Адуева в «Обыкновенной истории», Вершинина из «Трёх сестер», городничего в «Ревизоре» и многие другие роли. В 2001-м дебютировал в качестве режиссёра, подготовив новую редакцию спектакля «Балалайкин и Ко». В 2018 году на сцене театра состоялась премьера его спектакля «Пока существует пространство».

Дебютировав в кино в 1956 году в фильме «Убийство на улице Данте», он снялся во множестве кинокартин и многим зрителям запомнился яркими ролями в остросоциальных работах Эльдара Рязанова: «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные», «Старые клячи, «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя». Незабываемы его роли в фильмах «Чародеи», «Мастер и Маргарита», «Здравствуйте, я ваша тётя», «Семнадцать мгновений весны», «Анкор, еще анкор!», «Сирота казанская»…

Александр Курляндский (82),  21 декабря 2020 г.

Александр Курляндский           Александр Курляндский – русский писатель, сатирик и драматург, сценарист, автор книг для детей, Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

В 1961 году он окончил Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева, после чего несколько лет работал прорабом на стройках. Ещё в годы студенчества он писал миниатюры для капустников, но профессиональную литературную деятельность начал в 1964 году: публиковался в изданиях «Литературная газета», «Юность», «Неделя» и других.

Является одним из создателей самого известного отечественного мультипликационного сериала «Ну, погоди!» (именно первым выпуском погони Волка за Зайцем он дебютировал в мультипликации). Опыт работы над фильмами с продолжением пригодился писателю, когда он придумал «Великолепного Гошу», «Бабу-ягу против!» и «Возвращение блудного попугая». О главных персонажах мультсериала «Возвращение блудного попугая» – попугае Кеше, коте Василии и вороне Кларе, он позже напишет четыре повести – «Вы не были на Таити?», «А нас и здесь неплохо кормят!», «Прелестно!» и «Попугай Кеша ищет клад».

Был дважды удостоен премии «Золотой телёнок» «Клуба 12 стульев» «Литературной газеты»…

Кого мы потеряли в 2019 году…   ♦   Кого мы потеряли в 2021 году…